Мнения

Мультфильмы вместо политики: почему мы перестали стремиться взрослеть

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Как кидалты стали массовым явлением и почему самостоятельные люди все чаще увлекаются комиксами, мультфильмами и коллекционированием игрушек.

Взрослая жизнь часто ассоциируется у людей с ответственностью и семьей. Место для мультиков и видеоигр в ней находится только в моменты общения с детьми. Однако последние поколения перевернули представления о самостоятельности. Сегодня 30-летние парни и девушки не особо стремятся к традиционным ценностям, а свободное время проводят за джойстиком или просмотром анимации. Психологи нарекли новаторов «кидалтами» — взрослыми детьми. Рассказываем о них подробнее и объясняем, почему такой образ жизни не так уж и плох.

Кидалты: путь от меньшинства к культурному феномену

Термин кидалты возник в 80-х годах прошлого века от слияния двух слов «kid» — ребенок и «adult» — зрелый. Обозначать им стали тех людей, которые повзрослели, но продолжали покупать фигурки супергероев, смотреть мультики и заниматься теми делами, что обычно присущи подросткам.

Долгое время «большим детям» доставалось от общественности. Их называли безответственными, бесталанными, неспособными жить в социуме и так далее. Многие психиатры приписывали отклонения тем, кто в 27 лет вместо газеты держал в руках геймпад. Так, например, возникло понятие «синдром Питера Пена». Название отсылает к знаменитой сказке о мальчике, который не хочет становиться старше. Американский ученый Джон Рэйти, профессор психиатрии в Гарвардской медицинской школе, считает недуг определенным отклонением в работе мозга, которые он именует «теневыми синдромами». Вместе с коллегами Джон описал симптомы и проявления заболевания, разработал терапию и добился успехов в своем направлении. Однако кидалты стали массовым явлением, и сегодня их образ жизни считают особенностью поколения, а не психическим заболеванием. Поэтому труды Рэйти полезны в крайних случаях.

Когда социальный феномен стал распространенным, маркетологи начали зарабатывать на нем деньги. Производители уже несколько десятков лет делают игрушки, анимацию и прочие вещи, которые будут интересны и взрослым, и детям. В итоге мы имеем культ Шрека и любовь к розовым пони среди тридцатилетних. Сейчас нет ничего зазорного в том, чтобы на выходных пойти посмотреть новый мультфильм от Pixar вместо поездки на рыбалку. Современное общество толерантнее относится к интересам друг друга.

Плохо ли быть кидалтом?

Кидалтами являются миллионы людей по всему миру. Ты и сам можешь относиться к этой касте, не замечая в себе явных признаков. Начнем с простого: осмотри свою комнату. Возможно, она увешана постерами, на полках стоят фигурки и игрушки. Если это так, то, скорее всего, тебя можно отнести к категории «большой ребенок». Точку в этом вопросе поставят значки на рюкзаке и одежде. Стоит ли переживать по этому поводу? Вряд ли, ведь психологически кидалты ничем не отличаются от коллекционеров удочек или любителей сходить на балет.

Однако важно помнить о том, что твои увлечения могут сыграть с тобой злую шутку. Кидалты редко считают деньги, потраченные на свои мимолетные хотелки. Так, например, 67-летний житель Токио потратил на игрушки Hello Kitty более четверти миллиона долларов. И хотя по возрасту токиец явно не миллениал, его образ жизни смело можно отнести к формату молодого поколения. Этот поступок сделал японца обладателем самой большой в мире коллекции культовых кошек. Примечательно, но супруга поддержала мужчину, заявив следующее:

«Мне неважно, сколько денег он тратит на игрушки. Людям нужно оставить после себя след на этой планете, а он без ума от Hello Kitty».

История про токийца не закончилась финансовым крахом для его семьи, но многие из нас тратят действительно огромные деньги на свои хобби, и это одна из самых больших опасностей. Кидалты, мыслящие радикально, рискуют столкнуться с проблемами. Расточительство на безделушки может посеять страх бедности и чувство вины. И в этом случае человека уже можно назвать носителем синдрома Питера Пена. Психоаналитик Дэн Кили описывает следующие признаки недуга:

  • безответственность;
  • страх и чувство вины;
  • одиночество;
  • половой ролевой конфликт;
  • самовлюбленность;
  • шовинизм.

Стоит ли бить тревогу, если ты любишь тратить лишние деньги на лицензионные копии видеоигр или на редкие комиксы? Все зависит от объемов, ведь в самих хобби нет ничего плохого, и, безусловно, каждое увлечение требует определенных вложений. Если твои интересы не мешают жить тебе и другим, то с тобой все в порядке.

Роль гендера

Еще об особенностях кидалтов: считается, что мужчин среди таковых больше. Есть некоторые нюансы, объясняющие феномен. Во-первых, роль женщин в обществе всегда заключалась в том, чтобы быть «хранительницей очага». Патриархальные устои попросту не давали им свободу выбора. Сегодня с этим гораздо проще, каждый имеет шанс определить, кем он хочет быть: карьеристом, семьянином или кидалтом. Вне зависимости от пола.

Есть гипотеза, согласно которой преобладание мужчин среди людей, не желающих взрослеть, объясняется социальным давлением на них. До сих пор считается, что основная роль парней — «быть добытчиками». Человек, не попадающий в эти рамки, сильно выделяется из толпы. Так и выходит, что одна и та же модель мышления сковывает людей по-разному. Женщинам — не дает возможность самовыражаться, а мужчин делает белыми воронами. Двойственно? Да, но консервативные устои часто противоречат друг другу.

На самом же деле, кидалтов среди обоих полов примерно равное количество, потому что этот образ жизни не определяется гендером. Это культурный феномен.

Не стесняйся быть собой

Нет ничего плохого в том, чтобы не попадать в чьи-то представления о том, как должен выглядеть взрослый человек. Кидалты имеют гораздо больше возможностей для снятия стресса, и в целом это более позитивные и улыбчивые люди. Возвращаясь домой после напряженного рабочего дня, «большие дети» часто забывают обо всех своих проблемах, расслабляясь за счет просмотра «Времени приключений» или любого другого сериала.

Эту мысль подтверждает недавняя инициатива Lego: компания выпустила конструктор, предназначенный специально для миллениалов. В своей рекламе они изобразили следующую миниатюру: женщина, которая безуспешно пытается обрести душевное равновесие на коврике для йоги, находит ответы на свои вопросы, глядя на разноцветный кораблик из пластика, собранный ею ранее. Конечно, это всего лишь маркетинговый ход, но он удачно отражает действительность. Мы часто пытаемся обрести баланс, обращаясь в религию, философию, самокопания. Но ведь иногда так полезно просто дать расслабиться своему телу и сознанию, погружаясь в детство. Единственный вред, который тебе может причинить кубик Lego, заключается в том, что ты наступишь на него. Но разве в этом виноват маленький кусок пластмассы?

Загрузить еще