Мнения

Насилие в кино: поощрение или привлечение внимания

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Поощряет ли кино насилие или предупреждает его?

Кинематографическое искусство полностью или частично использует реальный человеческий опыт. Даже если мы говорим о фэнтези, то человеческие отношения, поступки и их мотивы — все это основывается на реальном поведении и ситуациях. То же самое касается и эмоционального, физического и сексуального насилия. Зачем это нужно и как влияет на аудиторию, — рассказывает Royal Cheese.

Выплескивая агрессию

В индустрии кино существует понятие «кинематографическое насилие», оно обозначает сцены, которые так или иначе содержат проявление жестокости. Искусство в целом, будь то литература или живопись, постоянно обращается к этой теме. Часто прием используется для усиления зрелищности и повышения интереса аудитории, в других случаях режиссеры и сценаристы осуждают подобное поведение или показывают, что насилие — обыденность некоторых культур и прошлых времен.

Объяснение обращения к подобным сюжетам можно найти в психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. Специалист один из первых начал исследование агрессивности человеческой натуры, согласно которому, деструктивная энергия, присутствующая в каждом из нас, разряжается во время просмотра сюжетов с элементами жестокости. Конрад Лоренц, специализирующийся на поведении животных, объяснил эту потребность с позиции биологических особенностей организмов. Дело в том, что борьба заложена в нас природой. Так, изображение жестокости способствует пробуждению острых ощущений и удовлетворяет изначальное желание бороться за жизнь и отстаивать свою позицию. Однако это не объясняет такое огромное количество сексуального доминирования над женщинами и сексистское отношение к ним. Скорее всего режиссеры таким образом говорят, что это поведение присутствует в обществе на протяжении всей истории, и это не нормально. Те сюжеты, в которых моральный контекст уходит на второй план, неоднозначно воспринимаются аудиторией.

Реакции и эстетизация

Мнения специалистов о воздействии насилия в кино разняться. Например, Аллан Фенигштейн предложил теорию, согласно которой, агрессивные мысли и сексуально-насильственные фантазии, уже присутствующие в разуме человека, только способствуют усилению желания смотреть порнографические картины или фильмы с высоким содержанием агрессивных сцен по отношению к женщинам. Главную роль в восприятии играют непосредственно личностные психологические факторы. У здорового человека подобные сцены вызывают страх и отвращение, он также может проявить заинтересованность к этой проблеме в реальном обществе. А особый интерес и ощущение возбуждения при просмотре, например, «Игры престолов», или «Необратимости» Гаспара Ноэ могут быть напрямую связаны с высоким уровнем пристрастия к новизне, острым ощущениям или подсознательным желанием получить точно такие же переживания со стороны насильника.

Психологические реакции и эмоциональный всплеск, которые переживает зритель, побудили киноиндустрию прибегнуть к эстетизации насилия. В этом случае нравственный посыл ситуации уходит на второй план. Так, неподготовленная аудитория, чаще всего подростки, неверно воспринимают посыл и принимают проявление насилия как норму человеческого поведения. Кинокритик Анжелика Артюх считает, что именно Голливуд и экранизации истории преступников Бонни и Клайда способствовали возникновению эстетизации. Финальная сцена, изображающая самую настоящую расправу, принесла 1967 году звание «год насилия» по мнению журнала «Variety». Жестокость в картинах 60-70-х — символ бунта, самоутверждения. Сегодня все разновидности насилия несут в себе социальный посыл или главный источник развлечения. Маэстро диалогов и кровавых зрелищ Квентин Тарантино, например, считает, что кино никак не может порождать насилие в обществе. Действительно, человек, имеющий проблемы с психикой и предрасположенность к проявлению сексуального или любого другого насилия, решится на криминальный поступок и без просмотра кино. Режиссер говорит:

«Я демонстрирую разрушение, вывожу образы плохих парней, сеющих хаос, и от всего этого получаю огромное удовольствие. Мне это нравится, это помогает мне весело провести время. Но когда ты видишь, что кто-то творит подобное в реальной жизни, тебе не смешно, и ты понимаешь: рано или поздно за это придется заплатить. Если речь идет о выдумке, о драме, о кино – тогда насилие позволительно. Оно развлекает»

Сексизм и издевательства

Секс на экранах кинотеатра и телевизора, точно так же, как и насилие, не является чем-то новым и неизученным. Результаты просмотра и его воздействие на человека так же индивидуальны. Одни специалисты уверяют, что подобные сюжеты способствуют агрессии, другие говорят о притуплении порыва, возникновении отвращения и обеспокоенности.

В некоторых сюжетах, например, в «Игре престолов», жизнь большинства мужских и женских персонажей построена на принципе «надо с кем-то переспать», где «сильный» пол — ведущий, а «слабый» — ведомый. В этой ситуации сексизм, болезненный и насильственный секс со стороны мужчины являются чем-то открытым и явным. Тем не менее, это не означает, что отношение к сексу в сериале следует воспринимать как ту же старую сексистскую историю, наоборот, нужно смотреть на общий контекст и проблему насилия, которую затрагивают в сюжете. Например, в некоторых сериях мы наблюдаем неприкрытое издевательство над мужчинами, например, расчленение Теона Грейджоя в третьем сезоне. Кроме того, на протяжении всего сюжета видны открытый рост и сила женских персонажей, несмотря на все пережитое, они превращаются во влиятельных, а иногда и жестоких личностей. Так, подобные картины не говорят о слепоте общества по отношению к проблеме или о поощрении создателей действовать по схеме жестокости, скорее они подчеркивают вопросы, которые необходимо решать в реальной жизни.

Изображение сексуального или любого другого насилия в индустрии кино никуда не уйдет, хотя некоторые и предпринимают попытки запретить определенные материалы, например, предписаниями Кодекса Хейса или наложением вето на некоторое аниме. Все дело в индивидуальном восприятии аудитории, возможно, именно кино может снять маску с потенциальных насильников.

Загрузить еще