Мнения

Почему россияне злятся на весь мир

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
В статье много негатива: твоего, моего и нашего общего.

Иностранцы часто отзываются о русских неоднозначно: похвалы за гостеприимство граничат с упреками в злости. Все это субъективно, поэтому мы решили узнать, действительно ли русские настолько угрюмые и что нас бесит больше всего.

Национальная ненависть


Россияне своеобразно реагируют на мировые тенденции: пока европейцы борются за свои права, мы хмуримся и называем их жителями загнивающего Запада. Те, кто так не считает, — предатели родины и подстилки. Типичный срач под любым постом о политике в ВК выглядит так: гражданин А высказывается об обстановке за границей положительно, гражданин Б в ответ называет его «навальненком». Взаимные обзывательства в духе «кремлебот» и «хомячок» могут конкурировать по длительности с диалогами фильмов Тарантино. Со стороны ситуация кажется типичным конфликтом поколений: молодежь хочет больше свобод, а старшее поколение противится их рвению. Но не только вольнолюбивые европейцы становятся мишенями для критики. Россияне готовы оскорблять кого угодно при удобном случае.

Очередной повод оскорбиться на других — коронавирус. Наши соотечественники стали уничижительно отзываться о китайцах в сети. Комментарии в духе «им не помешает сократить популяцию» и «рассадники заразы» сопровождают любой инфоповод об эпидемии. Шовинизм и стереотипы приводят к агрессии и даже расизму. На дверях российских заведений появляются наклейки «Китайцам вход воспрещен», а на улице жителей Поднебесной оскорбляют почем зря.

Кто попадает под горячую руку

Под горячую руку попадают не только китайцы, но и любые люди азиатской внешности. Конечно, подобное происходит не только в России, однако масштабы, развернувшиеся в нашей стране, поражают.

Можно принять коронавирус за исключение? Вряд ли, вспомни отношение россиян к темнокожим во время распространения эболы или к украинцам — после событий 2014 года. Вообще, в хейт-листе много стран и народов: поляки, евреи, прибалты, европейцы, американцы, китайцы и другие. Мы также не любим и тех, кто живет с нами в тесном соседстве. «Чурка», «хач» и «черный» — одни из любимых эпитетов по отношению к национальным меньшинствам. В 2011 году социологи провели опрос касаемо предмета ненависти россиян. Лидирующие позиции заняли кавказцы, чиновники и полицейские. Выходцев с юга негативно оценили 39-69% респондентов (в зависимости от формулировки вопроса). Хотя обвинять только россиян в подобном несправедливо. Те же французы и англичане уже несколько веков соперничают друг с другом, и так же, как мы, не стесняются в выражениях.

Персональная ненависть


С не меньшей злостью россияне готовы кидаться и на отдельно взятых личностей. Мы будто бы не умеем абстрагироваться и контролировать уместность высказываний. Мнения блогеров и внешний вид артистов не остаются без внимания, знаменитости обсуждаются в агрессивной форме за столом или в комментариях. Чего стоит ситуация с юной шведской экоактивисткой Гретой Тунберг. В социальных сетях по всему миру девочку начали поливать грязью после выступления на Генеральной ассамблее ООН. И если в остальных странах хейтеров и поклонников Греты было в равной степени, то в России в основном преобладают негативные мнения. Феномен Тунберг строится вокруг эйджизма и сексизма: у нас в стране не принято, чтобы «школота», а тем более женщина публично порицала старших. Поэтому люди за 40 с особой ненавистью смотрят на Грету. Не остаются в стороне от комментариев и наши чиновники, для которых невыгодно популяризировать «зеленую тему». Даже Путин высказывался о деятельности экоактивистки:

«Грета Тунберг — добрая девочка, но ее используют зеленые».

Достается не только иностранцам, которые априори раздражают нас, но и отечественным публичным деятелям. Условного Бориса Моисеева с огромной долей вероятности побили бы где-нибудь в переулке Челябинска из-за его сексуальных предпочтений. Геи в России — вообще запретная тема, и если начать говорить о них, то диалог может закончиться фразой:

«Да убивать их надо, чтобы неповадно было».

Согласно статистике Левада-центра, 56% россиян отрицательно относятся к ЛГБТК-сообществу. Массовые провокации и драки во время попыток организовать гей-парады в наших городах только подтверждают это. В 2013 году протестная акция ЛГБТК в Москве переросла в очередное столкновение с «православными активистами». Представители секс-меньшинств вышли выступать против закона о пропаганде гомосексуализма, находившегося в то время на рассмотрении. Мероприятие под названием «День поцелуев» в очередной раз закончилось потасовкой.

Злой интернет


В прошлом году появилась новость, что российских чиновников будут учить реагировать на негатив в интернете. Учитывая отношение россиян к власти и уровень ненависти в интернете в целом, это рациональный ход. Мы не умеем сдержанно реагировать на что-либо в комментариях. Открой любой паблик и зайди в обсуждения — одна злоба. Исключения составляют узконаправленные тематические сообщества, где люди действительно могут аргументированно вести диалог. Оставлять мнение в сети сегодня опасно, на тебя сразу может набежать армия хейтеров и обругать твои суждения и весь твой род. С большой долей вероятности и этот материал станет поводом для очередного негативного комментария, но от этого никто не застрахован. Не зря сеть переполнена статьями о том, как спрятаться от повальной злобы в виртуальном пространстве. Не так давно на тему агрессии в сети высказалась известная блогерка Маша Миногарова:

«От людей с закрытых аккаунтов или просто людей с щитом в виде «это мое мнение» приходят не только оскорбления трехэтажным матом, но и пожелания смерти, болезни и прочего говна. Может, в 2020 году, когда осознанность вышла на новый уровень и затронула важные сферы жизни, пора бы стать осознанными и в том, что каждый из нас, каждый человек, своими руками транслирует в интернет».

Не следят за языком и российские чиновники, стоит вспомнить Леонида Слуцкого и его комментарии о журналистках в Фейсбуке. Более свежий случай произошел совсем недавно: российский депутат Юрий Минин пригрозил «набить морду» коллеге за негатив в соцсети. В данном случае отлично сработала поговорка «Насилие порождает насилие»: один гневно высказался, второй ответил в той же форме. Мало того, что мы сами провоцируем конфликты, мы еще и не умеем себя в них правильно вести. В России слабо развита культура ненасильственного поведения, и часто на малейшие раздражители соотечественники реагируют агрессивно. Однако оно того не стоит: лишнее оскорбление не сделает тебя лучше, не поднимет настроение окружающим и вряд ли изменит поведение того, кому оно было адресовано.

Конечно, россиян нельзя назвать самыми позитивными людьми, но все вышеизложенное субъективно, и, возможно, каждый видит в мире столько красоты, сколько есть в нем самом. Тем не менее, если быть добрее, тогда все вокруг изменится в лучшую сторону — эта аксиома подтверждена веками.

Загрузить еще