Мнения

Протестное искусство: способно ли творчество влиять на политику и общество

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Может ли протестное искусство менять настроения в обществе.

За последний год по всему миру прокатилась волна митингов: Беларусь, Польша, США, а теперь Россия. Список можно продолжать долго. Народ недоволен по различным причинам и выражает несогласие тоже по-разному. Одни выходят на митинги, а другие стараются привлечь внимание к проблеме через протестное искусство. Однако способно ли творчество влиять на глобальные социальные события?

Что такое протестное искусство?

20 век справедливо считается самым кровавым в истории. Неудивительно, что именно в этот период люди, связанные с творчеством, создали столько шедевров, пропитанных болью. Все это протестное искусство. И хотя нет четких дат появления феномена, популярным он стал только в прошлом столетии.

Яркий пример первых работ в этом направлении «Герника» Пабло Пикассо. Эксперты называют ее самой сильной антивоенной картиной в истории. На холсте изображены все ужасы милитаризма: кричащие женщины, смерть и животные, охваченные пламенем. Впоследствии многие живописцы, музыканты и другие созидатели погружались в арт-активизм. Это личный бунт художников против агрессии, бесчеловечности и страхов общества, частью которого они были. И несмотря на то, что протестное искусство вытекало из настроений социума, оно имело влияние на людей.

«Три дня музыки и мира»: творчество против войн

Настоящий всплеск протестного искусства произошел в 70-х годах прошлого века в США и Европе. Для Америки поводом стала затяжная военная кампания во Вьетнаме. Люди требовали вывода войск из Азии, так как считали происходящее там напрасным. Десятки тысяч жертв и нестабильная обстановка в стране побудили общество к массовым протестам, к которым присоединились режиссеры и музыканты. Пожалуй, наибольшее влияние на настроения оказывали рок-группы: песни Jefferson Airplane, The Doors и Боба Дилана стали гимнами митингов. Фестиваль Вудсток отчасти можно считать ярчайшей акцией против вьетнамской кампании: хиппи со всего мира съезжались туда не только ради тусовки, но и для выражения своей гражданской позиции. Джимми Хендрикс во время выступления исполнил альтернативную версию гимна США: звуковые эффекты его гитары вызывали прямые параллели со звуками бомбежек. Весь фестиваль был направлен против войны. Так, слоган мероприятия гласил: «Три дня музыки и мира».

https://www.youtube.com/watch?v=TKAwPA14Ni4&amp%3Bab_channel=EDUARDODYABLO

Уже через несколько лет после окончания ада во Вьетнаме зрители увидели фильм «Апокалипсис сегодня», где Френсис Форд Коппола отобразил все ужасы кампании. Главные герои его ленты люди, физически и психологически пострадавшие от войны.

«Весь фильм это путешествие к пониманию Уилларда того, как Курц, один из лучших солдат армии, проник в реальность войны до такой глубины, что уже не мог смотреть без безумия и отчаяния», Роджер Эберт, кинокритик.

Кино и музыкальные фестивали привлекали много внимания к военным действиям во Вьетнаме. Власти США больше не могли закрывать глаза на критику со стороны общества, рейтинги действующего президента Линдона Джонсона падали. Недооценивать роль протестного искусства в этом процессе попросту невозможно.

Читать по теме: «Мир в огне: 6 крупных протестов, случившихся в 2020-м»

«Чем ближе к концу войны — тем больше горечи»

В СССР примерно те же процессы происходили на фоне войны в Афганистане. Конечно, массовость протестов и количество арт-активистов были несопоставимы с американскими, однако люди выражали свое несогласие как могли. В авангарде искусства вновь встали музыканты барды. В их песнях читались сожаления о происходящем, боль об утраченных товарищах и безнадежность. Певец Юрий Кирсанов заметил смену настроений в авторских исполнениях того времени:

«В «афганской» бардовской песне я наблюдал изменения: чем ближе к концу войны — тем больше горечи».

Бардов нельзя было назвать «лидерами мнений» скорее, они были голосом андеграунда, однако в их среде всегда царили протестные настроения. Например, в 2003 году, уже после распада СССР, состоялся благотворительный концерт против Чеченской кампании, где выступили Вероника Долина, Александр Городницкий, Юлий Ким и другие. Кстати, на том мероприятии случился небольшой конфликт мнений. Один из зрителей назвал происходящее жульничеством, ведь он пришел на выступление, а не на политическую акцию. В ответ Юлий Ким сказал, что Чечня для него «личное переживание».

«Умираю в России от эйфории»: современное протестное искусство

За последние десять лет Россию не раз охватывали протестные настроения. Неудивительно, что в этот период в стране появились десятки арт-активистов, к которым сегодня присоединились именитые деятели музыки и кино. Самой провокационной группировкой считается панк-коллектив Pussy Riot: в 2012 году его участницы выступили в храме Христа Спасителя и на несколько дней стали наиболее обсуждаемыми фигурами. Одни критиковали девушек, другие поддерживали, но важно то, что на фоне их протеста возник диалог. Люди обсуждали проблемы нынешней власти, общества и непосредственно вопрос о наказании участниц Pussy Riot. Кстати, за свой перформанс они получили разные уголовные сроки от 3 до 7 лет.

Новый виток арт-активизма и протестного творчества начался во второй половине 2010-х. Артисты в своих работах говорили о безнаказанности полиции и социальном неравенстве в стране. Например, IC3PEAK, Noize MC и Хаски, чьи концерты постоянно срывали правоохранительные органы, суммарно написали более десятка песен на эти темы. Хаски даже попал под суд после того, как спел на машине возле клуба, где ему запретили выступать. Резонанс того дела вышел далеко за рамки концертной деятельности рэпера. В его защиту и против вмешательства государства в творческий процесс высказывались Лев Лещенко, Баста, Каста и другие известные личности. Кстати, приговор отменили, а Хаски заявил, что все собранные средства в его поддержку пойдут на помощь правозащитным организациям.

На фоне зимних протестов в России многие арт-активисты объединились, чтобы поддержать политзаключенных. Одни запускают масштабные акции, другие выступают с обычным обращением к власти. Возможно, формат изложения проблемы в этом контексте не так важен, ведь вопрос поднимается медийными личностями. В данной ситуации важна скорость реакции и четкая позиция, а не талант говорящего.

А как считаешь ты, способно ли протестное искусство менять политический климат в стране?

Читать по теме: «‎Это пули в тех, кто не согласен». Организатор Маршей Немцова — о государстве, свободе и страхе»

Загрузить еще