Мнения

«У него абсолютно съезжала крыша, когда он надевал мундир»: вышел фильм о преступлениях Олега Соколова. Почему он важен?

Алина Исаева Алина Исаева
Мы посмотрели фильм о преступлениях доцента Соколова. Почему жертва не может быть виновата и кто еще пострадал от рук «русского наполеона»?

На стриминговом сервисе Premier вышел сорокаминутный документальный фильм «Приглашение на бал. Жертвы русского Наполеона». Он рассказывает о доценте СПбГУ Олеге Соколове, убившем аспирантку Анастасию Ещенко. Авторов уже успели окрестить «циничными», обвинить в бездоказательности и игре с чувствами зрителя. Мы посмотрели фильм и расскажем, почему это важная страница не только в деле Соколова, но и во всех историях о насилии.

Что нужно знать о Соколове


Адвокат семьи Ещенко — Александра Бакшеева — проводит свое расследование случившегося. В фильме представлены интервью с двумя бывшими студентками, которые столкнулись с домогательствами Соколова. Все они описывают свое первое впечатление о нем как о человеке импозантном, харизматичном и увлеченном своим делом:

«Когда он говорил о своем предмете — это было шоу, в хорошем смысле. Он говорил со страстью, с настоящей страстью, которая передавалась».

Девушка по имени Дарья рассказала о случае, произошедшем во время пикника, на который ее пригласил Соколов. Пикник проходил в компании «адъютантов»-реконструкторов, и Соколов начал приставать к студентке во время верховой прогулки:

«Я не помню, почему надо было спешиться, но он тогда помог мне спешиться, я развернулась — и он полез целоваться. Это было достаточно агрессивно, я была ошарашена. <…> Оказалось подорвано доверие, которое я испытывала к Соколову как к преподавателю».

Другая студентка, Татьяна, описала, как Соколов приглашал ее на обсуждение курсовой работы к себе домой: они говорили об учебе, после разговор плавно перешел к историческим темам. Соколов предложил девушке поучаствовать в реконструкции бала, но та заподозрила неладное:

— «Как ты поняла, что вход на бал лежит через постель?»
— «Я видела, как он смотрит. Мы же, девушки, видим, когда мужчина на нас смотрит определенным образом. [Сработала] какая-то интуиция, когда ты понимаешь, что вот сейчас надо мягко делать ноги. Тихо, спокойно делать ноги отсюда, чтобы не побудить человека к каким-то дальнейшим действиям».

Все это показывает абсолютную незащищенность студенток от харрасмента со стороны преподавателей. После дела Соколова об этом стали заявлять о чаще: например, в студенческом журнале DOXA появились признания студенток МГУ, столкнувшихся с домогательствами педагогов. Там же было опубликовано открытое письмо с требованием разобраться с проблемой харрасмента в стенах университета. В поддержку высказались студенты и выпускники СпбГУ, обнародовав петицию против сексуальных домогательств, психологического насилия и бытового сексизма в вузах.

Первая жертва и большая ошибка полиции

Самая главная свидетельница в фильме — Екатерина, бывшая девушка Соколова, которая в 2008 году была жестоко избита им: мужчина связал ее, душил, нанес ей десятки ударов, подносил к лицу раскаленный утюг, угрожая изуродовать и убить. Екатерина впервые со времен своего анонимного интервью для «Фонтанки» рассказала о своих отношениях с доцентом. Она поделилась пугающими подробностями их совместной жизни: Соколов контролировал ее, ревновал, вынудил забросить свои хобби, прекратить общение с друзьями и близкими:

«У него абсолютно съезжала крыша, когда он надевал мундир а-ля «наполеоновский генерал». <…> Это было страшновато. Он меня контролировал. «Где ты, с кем ты, почему ты не дома» — все превращается в изоляцию. Например, он не хотел, чтобы я общалась со своими подругами, потому что считал, что они на меня плохо влияют».

В день, когда все случилось, Катя объявила Соколову о том, что хочет с ним расстаться. Эту новость он встретил со скандалом, но после позвонил ей по телефону, сообщив, что успокоился, принял ее выбор и хочет разойтись миролюбиво. Девушка поехала к нему в квартиру, чтобы забрать свои вещи, Соколов приветливо встретил ее у подъезда, завел домой, а когда помогал снять шубу, схватил ее руки и связал их за спиной. После чего привязал девушку к стулу и издевался над ней.

Истории отношений с Соколовым у Кати и Насти имеют массу общих черт и развивались по одному и тому же сценарию: уязвимые девушки быстро попали в зависимость от жестокого абьюзера, и когда решились разорвать эту связь, то случилось страшное. Сама Екатерина считает, что с Анастасией случилось то же самое, что и с ней, — просто он довел «дело» до конца.

В 2008 году Екатерина написала заявление в полицию — тогда оно было проигнорировано, в возбуждении уголовного дела отказали. Адвокат семьи Ещенко утверждает:

«Я убеждена в том, что если бы правоохранительные органы 10 лет назад надлежащим образом разобрались с заявлением, которое написала Катя, то трагедии, которая произошла с Настей, можно было бы избежать. Ведь эти дела очень похожи. А кто знает, может быть, были какие-то эпизоды, когда девушки в принципе не пошли писать заявления».

Суд и общественное порицание

Один из самых главных и страшных тезисов звучит в начале фильма: многие считают, что девушки сами виноваты в том, что с ними случилось. Несмотря на то, что мало кто питает симпатию к Соколову, некоторые люди предпочитают рассуждать об этом преступлении через классическое патриархальное псевдоморализаторство: «а зачем она пошла к нему в квартиру», «а вот зачем она встречалась со стариком». Фильм отчасти помогает понять: жертва не бывает виновата в совершенном над ней насилии. Обстоятельства могут быть самыми разными, но зачастую самые страшные преступления в отношении женщин совершают именно их близкие люди. Находясь в эмоциональной зависимости от абьюзера, жертва безоговорочно ему доверяет и ощущает себя в абсолютной безопасности — как это было в случае с Екатериной. И здесь нельзя рассуждать категориями: а что она сделала, чтобы с ней этого не случилось.

Суд над Олегом Соколовым назначен на 9 июня.

Загрузить еще