7 современных отечественных режиссеров, за которых не стыдно
Сравнивая уровень драматургии, актерского мастерства, сценаристики и режиссуры современной России и некоторых западных стран, даже тому, кто совсем не разбирается в киноискусстве, скорее всего, захочется всплакнуть.
Но все же не перевелись на земле русской и таланты — в этой статье мы расскажем тебе о режиссерах, которыми страна может гордиться.
Что не так с русским кинематографом
Только ленивый не ругает сегодня российское кино — впрочем, есть за что. Иногда складывается впечатление, что именитые российские режиссеры ни на секунду не задумываются над смыслом фильма, который иной раз снимают. Им кажется, что мы будем и дальше год за годом потреблять весь тот низкопробный продукт, который крутится в кинотеатре.
А еще, возможно, киноделы не получают обратной связи и поэтому чувствуют свою абсолютную безнаказанность и непогрешимость, растрачивая выделенные государством бюджетные деньги на все, кроме заявленного фильма.
И все же, как говорится, не перевелись на Руси мастера, которые делают кино не ради кассы, а ради искусства, — и хочется, чтобы зритель узнал о них чуть больше.
7 лучших современных отечественных режиссеров
Перед тобой подборка российских режиссеров, за которых нам не стыдно. Их фильмы хоть и имеют скромное финансирование относительно многомиллионных долларовых бюджетов Голливуда, но твоего времени они точно стоят, ведь сняты эти киноленты действительно талантливыми ребятами.
1. Иван Твердовский
Этот молодой и деятельный режиссер, к сожалению, популярнее за океаном, чем на родине. Начать знакомство с его творчеством стоит с короткометражек, некоторые из которых сняты Иваном еще в студенчестве: «Собачий кайф», «Болевые точки», «В активном поиске», «Святая канавка» и другими.
Стильные, полные тихой тоскливости зарисовки о России и о судьбах, душах и мыслях живущих в ней людей. Почерк документалиста, унаследованный от отца, делает из Ивана мрачного сторителлера, который рассказывает очень сильные истории.
2. Юрий Быков
Пожалуй, в нашем списке Быков — самый известный и успешный режиссер. У него было тяжелое детство: рос он в Рязанской области в самый разгар 90-х. О мрачности своих картин он отзывается так:
«А что может снимать человек, которого в детстве будила мать для того, чтобы ночью идти воровать с колхозного поля капусту, потому что есть было нечего?»
Юрий Анатольевич — человек разносторонний, и карьеру в кино он начал как актер. Свой дебютный фильм он снял не так давно, в 2010 году, — это была остросюжетная, гнетущая философская драма «Жить», поднимающая неразрешимые и страшные экзистенциальные вопросы. Стравливая на экране страх смерти и моральный выбор и заставляя своих героев выбирать между совестью и собственной жизнью, режиссер приходит к самому непредсказуемому результату.
Другая, более известная лента Быкова «Дурак» — новое прочтение классической русской истории о «маленьком человеке»: главный герой пытается спасти разрушающийся дом и его жильцов. Это история о социальной драме, которая точно не оставит равнодушным русского человека и не заставит его скучать.
У Быкова свой узнаваемый режиссерский почерк: его фильмы проникнуты тяжелыми дилеммами, желтовато-сероватыми красками русского менталитета, безысходной болью и надрывом, который понятен каждому человеку, выросшему в России. Совсем недавно мастер порадовал поклонников новой картиной, в знакомой уже нам эмоциональной гамме: в 2018 году вышел криминальный триллер «Завод», воплотивший все лучшие черты быковского стиля.
В какой-то момент по итогам съемок сериала «Спящие» режиссер даже сообщил об уходе из кинематографа, заявив, что предал все прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить в этой стране. Похоже, о слишком наболевших темах позволил себе говорить этот талантливый деятель киноискусства. Но, поборов депрессию, талантливый режиссер все-таки продолжил снимать фильмы и дальше.
3. Аня Крайс
Дебютантка, у которой есть все шансы прочно закрепиться на Олимпе независимых режиссеров. Ее карьера началась тоже довольно поздно: в 29 лет Анна выпустила свою первую и пока что единственную картину «Нашла коса на камень». Аня с рафинированной честностью рассказала о жизни провинциального города — но так, что смотреть на это действительно интересно. И страшно.
Фильм получился болезненным и тяжелым, оттого что происходящее на экране напоминает гротеск, а когда ловишь себя на мысли о том, что все списано с реальности до последней черты, становится не по себе.
Столкновение менталитетов, насилие, нищета, коррупция и человеческие страдания — и все это в переплетении судеб нескольких персонажей в маленьком, тесном Иваново, напоминающем Калинов у Островского. Аня признается:
«Меня вдохновляет жизнь, а не искусство».
Следующая ее картина выйдет, очевидно, не скоро — Анна все еще находится в поиске продюсера.
4. Кантемир Балагов
Кантемир — один из молодых светочей российского кинематографа. Ученик знаменитого Александра Сокурова, дебютировавший в 2017 году с великолепной драмой «Теснота», которая завоевала приз FIPRESCI на Каннском кинофестивале. В том же году режиссер удостоился премии GQ России в категории «Открытие года» — абсолютно заслуженно. Балагов продолжает лучшие традиции советской киношколы — а это в наше время дорогого стоит.
Сегодня фамилия Балагова на слуху в среде любителей кинематографа, в мае вышла его новая лента «Дылда» — красочная, тихая драма о послеблокадном Ленинграде. Кантемир нащупал в изъезженной вдоль и поперек теме нетронутый нерв: война и женщина, послевоенный быт и посттравматический синдром.
Наши режиссеры привыкли рассказывать о войне либо в ура-патриотическом ключе, либо в стиле «победили вопреки, с одной винтовкой на троих». Ежегодно под 9 мая или 23 февраля нам выкатывают очередной слезовыжимательный Сталинград, танк, самолет или панфиловцев — и народ с мазохистским удовольствием делает таким фильмам кассы.
Кантемир сломал систему и развернул историю о Великой Отечественной на 180 градусов, рассказав о том, что война сделала с людьми и со всем человеческим, что в них было. Это молчаливая, как пожелтевший снимок из сороковых, лента, снятая с огромным уважением и сочувствием ко всем, кто пережил трагедию блокады.
5. Марианна Яровская
Еще немного задержимся на теме исторических фильмов, но теперь поговорим про российскую документалистику. Часто ли наши соотечественники оказываются в шорт-листе номинантов на Оскар? Очевидно нет. Но в 2019 году лента российского режиссера Марианны Яровской «Женщины ГУЛАГа» попала в список претендентов на номинацию «Лучший документальный короткометражный фильм».
Марианна бережно собрала воспоминания выживших заключенных в кровавые четки — истории о репрессиях, семьях, расстрелах и кошмаре советских лагерей из уст тех, кто прошел через весь этот ад. О сталинских репрессиях сейчас не запрещается говорить вслух, но все равно эту тему обходят стороной.
Этакая диссоциативная амнезия национального масштаба: почему-то о геноциде собственного народа в России вспоминают менее охотно, чем о Холокосте. И хотя номинацию «Женщины ГУЛАГа» не получили, Яровскую услышали в мировом сообществе — она громко заявила о проблемах нашей национальной памяти и собрала бесценный материал. Каждый кадр, каждый план с отточенным мастерством передает эмоции героинь и позволяет прочувствовать их воспоминания.
Единственный вопрос только к названию фильма Марианны: ГУЛАГ — это не сам трудовой лагерь, а место управления распределением репрессированных, совершивших по мнению властей преступление. Возможно, речь изначально должна была пойти о женщинах-управленцах ГУЛАГом, но что-то пошло не так. Вообще путаница пошла после романа Солженицына под названием «Архипелаг ГУЛАГ», в котором он сильно преукрасил период репрессий, описав как раз репрессионный центр там, где его никогда не было в и таких красках, что невозможно не сочувствовать пострадавшим.
Кстати, фейков много и в версии, рассказанной тем же Юрием Дудем в его масштабном фильме на ту же тематику. Историк Клим Жуков вместе с Дмитрием Пучковым в серии роликов под названием «Солженицынские чтения» рассказали подробно откуда эти взялись эти фейки. Почему журналисты и режиссеры не перепроверяют факты — большой вопрос. Но рассказаны эти истории так, что им действительно веришь.
6. Ксения Зуева
Ксения дебютировала как режиссер полного метра в 2017 году с картиной «Близкие» — драмой о семье, всеразрушающем быте московской хрущевки, ссорах и взаимной глухоте, которая крушит то, чему предписано быть вечным. Довольно редкая для отечественных режиссеров тема — их всегда больше тянет к глобальному и общечеловеческому.
Ксения смогла передать палитру негатива, давления и эмоциональной тяжести очень сочно, создать атмосферу напряжения, побудить зрителя к сочувствию и, что важнее, рефлексии — после просмотра каждый задумается о том, что однажды может стать слишком поздно и ничего нельзя будет исправить.
7. Иван Вырыпаев
Имя Ивана Вырыпаева широко известно не только в пределах России и СНГ, но и за рубежом. Этот нетипичный представитель современного киноискусства быстро завоевал сердца не только сограждан, но и зарубежного зрителя, в том числе, благодаря своей честности, нестандартному взгляду и проницательности.
Иван не только режиссер театра и кино, драматург, но и актер, сценарист и продюссер в одном лице. Его первая постановка «Сны» в Иркутске сразу же оказалась в центре скандала из-за политически неудобного сценария — театр, где дебютировал Вырыпаев сразу же закрыли, а молодому режиссеру пришлось покинуть город. Но Вырыпаев не остановился, переехав в Москву, он начал работать над новыми творческими проектами.
В 2006-м году Иван Вырыпаев покорил российскую и зарубежную публику фильмом «Эйфория», который стал экранизацией одно из его пьес. Вторым Чеховым же Вырыпаева начали называть после выхода в свет фильма «Кислород». Спойлеры оставлять не будем, но, возможно, тебя заинтригует фраза, которая повторяется периодически на протяжении всей кинокартины:
«В каждом человеке два танцора – его правое и левое легкое. Легкие танцуют, и человек получает кислород. Если взять лопату, ударить по груди человека в районе легких, то танцы прекратятся. Легкие не танцуют, кислород прекращает поступать».
В творчестве Вырыпаева достаточно места для сюрреализма и абсурда. При этом каждый новый фильм режиссера — тот же «Кислород», «Эйфория», «Танец Дели», «Ощущать» не похож на предыдущий. У каждого из них свой ритм, атмосфера, насыщенность на события, и все же почерк мастера читается между кадров.
Читай также: