Багз Банни, Даффи Дак и Рик Санчез: как развивалась мировая анимация
Анимация — это то, что заставляло нас в детстве поверить в волшебство, переместиться из реальности в мир, где добро всегда побеждает зло, а границы действительности стираются. Даже с возрастом интерес к мультфильмам не угасает, но с наивных историй мы перешли к более взрослым сюжетам.
Так все начиналось
Любая анимация, будь то бегущий динозавр или грустный слон, — своего рода магический трюк. Одно из первых устройств, которое использовали для создания эффекта движения, — волшебный фонарь. Его создание приписывают голландскому ученому Христиану Гюйгенсу. Если ты возьмешь изображение раскрытой руки и сжатого кулака и последовательно их расположишь, то в итоге получишь иллюзию движения.
«То, что происходит между кадрами, важнее, чем сам кадр. Следовательно, анимация — это искусство управления невидимыми промежутками», — такое объяснение дал аниматор Норман Макларен.
Мультфильм начал свое развитие на целых полвека раньше кинематографа. Первым коммерчески успешным изобретением стал фенакистоскоп Жозефа Плато в 1832 году. Он представлял собой вращающийся картонный диск, создававший иллюзию движения при просмотре в зеркало. Два года спустя Уильям Джордж его усовершенствовал, расположив на барабане изображения, которые можно было менять. Через 40 лет французский изобретатель Эмиль Рейно стал предтечей мультипликации, после того как значительно улучшил агрегаты своих предшественников. Рейно стал рисовать постоянные декорации для разных персонажей, что придало им ощущение тепла.
С изобретением кинопленки анимация сделала большой шаг вперед. Первопроходцев установить непросто, однако первым аниматором считается Джеймс Стюарт Блэктон и его серия анимационных фильмов компании Vitagraph, вышедшая в 1906 году.
Среди первых иллюстраторов-аниматоров самым заметным исключением был Уинзор Маккей. Он создал короткометражный фильм полностью вручную. Его персонаж — элегантный и сюрреалистичный Маленький Немо — стал вершиной искусства в то время. Мастерство, плавные движения, чувства персонажа дали зрителям живое существо со своей индивидуальностью. Так родилась первая мультипликационная звезда.
Уолт Дисней
Ажиотаж вокруг анимации не обошел стороной молодого Уолта Диснея. В то время он работал в своей студии Laugh-O-gram Films в Канзас-Сити, штат Миссури. Его первый персонаж — Кролик Освальд — стал прямой трансформацией Кота Феликса авторства Отто Мессмера, когда последний потерял свои права на персонажа. Дисней внес некоторые корректировки и произвел на свет всеми любимого и известного сейчас Микки Мауса.
Революционным решением Уолта было создать мультфильм с синхронным звуком. Так, «Пароход Вилли» — третья лента с участием Микки Мауса — покорил всю страну. Позже он использовал этот прием в работах «Танец скелетов», «Цветы и деревья», а потом добавил иллюзию глубины с помощью многоплоскостной камеры.
Главным шагом для Уолта стала картина «Белоснежка и семь гномов». Хотя она и не была первым полнометражным фильмом, но в ней впервые использовались современные на тот момент технологии, — так мультфильм получил широкий прокат в Голливуде. Дисней хотел через анимацию подарить миру глубокий драматический опыт, он словно погрузился в собственное тяжелое детство и интерпретировал его в сказку.
Другие аниматоры и соперники Уолта Диснея не поддались его искушению слишком сильно имитировать жизнь и уходить в реализм. Каждый из них двигался в своем собственном направлении и стилизованном хаосе.
Братья Флейшеры
Макс и Дэйв Флейшеры стали успешными нью-йоркскими аниматорами, когда Дисней еще жил в Канзас-Сити. Братья изобрели процесс ротоскопирования, который используется до сих пор. С его помощью отрезок мультипликации создавался путем покадровой перерисовки. Эту технику они использовали в серии мультфильмов «Из чернильницы» в 1919-1920 годах. Дисней изо всех сил пытался имитировать эту технику в своей работе про Алису.
Если Дисней был Матушкой Гусыней и Норманом Роквеллом в одном лице, то Флейшеры стали олицетворением прокуренного бара, старого пианино и стакана виски. Их урбанистические работы с сексуальным подтекстом и инфантильные персонажи проложили извилистый путь сквозь американское подсознание.
Termite Terrace
Менее резкой, но не менее анархической анимацией занималась студия Warner Bros., известная поначалу как Termite Terrace. Она была основана Фрицем Фрилингом, Рудольфом Изингом и Хью Хармоном, однако не начинала работу до тех пор, пока Текс Эйвери не присоединился к команде в качестве директора. Эйвери был слишком молод и не отличался почтительностью, тем не менее быстро увидел скрытый талант в художниках Чаке Джонсе (создатель анимационного сериала «Безумные мотивы») и Бобе Клэмпетте (создатель «Бини и Сесил»). Вместе они привнесли в работу Warner дух оперативности. Чуть позже к ним присоединился режиссер Фрэнк Тэшлин, голосовой переводчик Мел Бланк и музыкальный директор Карл Сталлинг. Команда была готова создать новый вид мультипликационного персонажа: циничного, остроумного, жесткого. Так появился Багз Банни в фильме Текса Эйвери «Дикий кролик». Затем Даффи Дак, Порки Пиг, Твити, Хитрый койот и Дорожный бегун. В 1942 году Эйвери покинул компанию и присоединился к анимационному подразделению Metro-Goldwyn-Mayer.
Что делали в Европе
В Европе анимация развивалась в другом направлении. Там избегали линейных рисунков — создатели активно экспериментировали с самыми разными техниками. В России, а затем во Франции Владислав Старевич создал покадровую кукольную анимацию. Среди его самых знаменитых работ — фильм «Месть кинематографического оператора», история, которая основана на немецких сказках.
Лотта Райнигер — немецкий режиссер, девушка, вдохновленная театром кукол в Таиланде, — использовала анимированные силуэты для создания детально проработанных сцен из народных сказок и детских книг. Своим трудом «Приключение принца Ахмеда» она заслужила прозвище Повелительница теней.
Другой аниматор Оскар Фишингер развивался в совершенно ином направлении. Он отказался от сказок и комиксов. Оскар вдохновлялся абстрактным искусством. Поначалу он работал с восковыми фигурами, анимированными при помощи покадровой анимации. Сочетание звуков и форм он называл «цветными ритмами». Также он увлекался цветной фотографией и участвовал в Gasparcolor.
Развитию анимации в Восточной Европе значительно помешала Вторая мировая война, однако некоторые страны, такие как Польша, Румыния, Венгрия, к 1960-м годам стали самыми настоящими лидерами в этой области. Галина Белинская и Влодзимеж Хаупе были ведущими аниматорами. Их «Яношик» — первый анимационный фильм в Польше, а в труде под названием «Смена караула» они использовали уловку с остановкой движения.
Читать по теме: От кукол до «Смешариков»: как развивалась российская мультипликация
Анимация в наши дни
Прошли столетия, а жанр продолжает развиваться. Аниме и мультфильмы в прайм-тайм оказались наиболее интересными. Американские картины в течение многих лет были синонимом примитивных техник. Но с дебютом сериала «Симпсоны» телевизионная анимация стала «домом» для едких социальных комментариев и откровенного абсурдизма. С тех пор мультсериалы начали набирать популярность. Их жанры были максимально разнообразными: здесь мы можем найти как сюжеты для детей, так и исключительно взрослые. Визуальная составляющая с появлением компьютерных технологий действительно достигла огромных высот. Что же случилось с истоками анимации, с мультфильмами The Walt Disney Company или Warner Bros. начала прошлого века? Да ничего. Они все так же вызывают восхищение и служат вдохновением для современных создателей. Именно братьям Флейшерам и Уолту Диснею мы благодарны за появление Диппера Пайнса, Рика Санчеза, Тимоти Тернера и Шрека.