Просвещение

Женщины-богатырши в русской культуре: 8 воительниц былинного эпоса

Роман Федоров Роман Федоров
Умные, сильные, хитрые и смелые. Рассказываем о женщинах-богатыршах в русской культуре.

Женщин-богатырей в нашей культуре несправедливо обходят стороной. Родители по какой-то причине не зачитывают детям сказки о девах-воительницах. Хотя в культуре прецеденты были, причем весьма самобытные.

О самых интересных из них читай в новой статье Royal Cheese, — расскажем о наиболее известных богатыршах в русском фольклоре.

Откуда появились женщины-богатыри


В русской культуре для воительниц придумали собственный термин — «поляницы». Есть несколько теорий происхождения женщин-богатырш, но все они сводятся к одному — тюркскому влиянию и сарматскому происхождению. Филолог Дмитрий Балашов о поляницах пишет следующее:

Это — степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем, — жены богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц — «поляницы» — славянское.

Дело в том, что поединок жениха с невестой был распространен у тюркских народов в эпоху Средневековья. Смертельный финал не предусматривался, а само событие являлось частью свадьбы.

Таким образом, женщины-богатырши — это русский самобытный аналог мифологических амазонок или скандинавских валькирий. Русские воительницы не уступали богатырям в ратном деле, а в некоторых случаях даже превосходили их в поединках.

Женщины-богатырши: 8 самых известных русских дев-воительниц

Рассказываем о самых популярных богатыршах из русского фольклора.

1. Василиса Микулишна и непутевый муж

Где упоминается: «Про прекрасную Василису Микулишну», «Ставр Годинович».

Чета Микулишных — самая известная среди поляниц. Василиса своей силой, умом и скромностью являлась завидной невестой. В одной из былин ее муж Ставр Годинович хвастает достоинствами своей жены перед князем Владимиром:

У нее под косой светлый месяц блестит, у нее брови черней соболя, очи у нее ясного сокола!

А умнее ее на Руси человека нет! Она всех вас кругом пальца обовьет, тебя, князь, и то с ума сведет.

Князь такой дерзости терпеть не привык и бросил своего подданного в темницу. Тут-то и выходит на первый план Василиса Микулишна, которая в деле вызволения мужа из темницы проявила смекалку, силу и проворство. Владимир воспринял слова Ставра как вызов и стал ждать, как Василиса «обведет всех вокруг пальца».

После пленения своего супруга, она отрезала свои русые косы и приказала принести ей мужские одежды татар. После этого она на коне поскакала к Киеву:

И не поверит, что это женщина,- скачет по полю молодой богатырь.

В городе она представилась ордынским послом, который приехал за данью. В былине Василиса из лука разносила в щепки вековые дубы, обыгрывала князя Владимира в шахматы и все-таки добилась своего — вызволила мужа. Тот первым делом спросил, где ее красивые косы, на что она справедливо возразила:

Косами русыми, мой любимый муж, я тебя из погреба вытащила!

2. Неуязвимая Настасья Микулишна

Где упоминается: «Добрыня и змей», «Женитьба Добрыни» («Добрыня и Настасья»), «Неудавшаяся женитьба Алеши Поповича».

Другой интересный персонаж русских былин — Настасья Микулишна, сестра Василисы. Что интересно, в народных сказаниях всегда подчеркивалась ее «чужеродность» русскому. Ее домом часто становились «Хоробрая Литва», «Лихоимская страна», «Лячкая земля» и прочие места, в эпосе противостоявшие Святой Руси. В фольклоре она присутствует в двух вариациях:

  1. Поляница обычных размеров, которую Добрыня случайно принимает за мужчину.
  2. Исполинская поляница, которую Добрыня встретил после боя со Змеем Горынычем.

В первом варианте боя между Добрыней и Настасьей не состоялось: какая-то сила удерживала богатыря от драки. Во втором случае битва была, но условная:

Ехал он не путем, не дорогою,
Нагнал поляницу — богатыршу удалую.
Ударил Добрыня ей палицей в буйну голову,
Поляница назад не оглянется.
Думает Добрыня думу крепкую:
— Или нет у Добрыни силы по-старому?
Или нет у него хватки по-прежнему?

Закомплексовавший было воин сразу побежал к дубу, который ударом палицы разнес в щепки. После этой проверки он вернулся и снова попробовал напасть на Настасью. Ударив ее по голове, он получил следующую реплику:

Я думала, меня комарики покусывают,
А это русский богатырь пощелкивает.

Но дело закончилось добром, потому что великодушная Настасья предоставила Добрыне выбор: либо драться насмерть, либо под венец. Известный воитель, не будь он дураком, выбрал второе. Так и сыграли свадьбу.

3. Марья Моревна и Кощей Порабощенный

Где упоминается: «Золотой конь», «Иван-царевич и Марья Моревна», «Марья Моревна», «Про Кощея, Ивана-царевича и Марью Моревну».

Марья Моревна в русском эпосе представлена по-разному. Ей одинаково свойственны роли королев, поляниц и колдуний. В некоторых случаях она совмещает эти роли одновременно. Например, в былине «Иван-царевич и Марья Моревна».

Там Иван-царевич — тоже известный в фольклоре персонаж — застал ее на поле битвы. Она в одиночку побила «великое войско», и этот факт впечатлил доброго молодца. Они друг другу сразу приглянулись и вскоре обвенчались. Марья Моревна забрала царевича в свое королевство и, когда отправилась на очередную войну, строго-настрого запретила своему жениху заглядывать в кладовку:

Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не моги заглядывать!

Иван-царевич совета ослушался. В чулане он обнаружил ни много ни мало Кощея Бессмертного, которого Марья Моревна заколдовала и посадила на 12 цепей. Хитростью и обманом Кощей провел несмышленого молодца: он упросил того дать ему три ведра воды, после которых набрался сил и разорвал свои оковы.

Не будем пересказывать тебе былину полностью. Скажем только, что в итоге Марья Моревна выходит из ситуации победительницей: Кощей пущен по ветру, а его личный конь угнан в личное владение воительницы.

4. Дочь Ильи Муромца и семейная трагедия

Где упоминается: «Илья Муромец и дочь его».

Другой достойный упоминания персонаж появился в былине «Илья Муромец и дочь его». Среди других она выделяется своей жестокостью и суровой моралью.

Не только Илья Муромец, но и дочь его славится силушкой богатырской. По сюжету былины девушка-воительница появляется рядом с богатырской заставой. Когда она проезжала мимо богатырей, то насмехалась над ними и приглашала к бою.

На заставе в то время в охране проводили 12 богатырей, среди которых были Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и другие известные богатыри. На границе объявилась поляница, которая звала всех драться. В случае, если бы ей не нашлось достойного противника, она грозила отрезать голову князю Владимиру, сжечь церкви и разорить Киев. По очереди сблизившись, богатыри сразу поняли, что шутки с ней плохи:

Ай кидает она палицу булатнюю

Ай под облаку да под ходячую,

На добром коне она разъезжая,

Ай одною рукой палицу подхватывает,

Как пером-то лебединым поигрывает,

Ай так эту палицу булатную подкидывает.

Тогда Илья Муромец предложил богатырям сразиться с поляницей, но те отказались, увидив ее удаль. Поляница напугала богатырей. В итоге драться с ней отважился только Илья Муромец. Богатырь сам вступил с воительницей в бой. Долго бились они и палицами, и копьями, и врукопашную. В тяжелой схватке сложно было выявить победителя, и русский богатырь понял: перед ним его родная дочь.

Выяснилось, что в одном из военных походов воин три года жил у вдовы, которая выносила его ребенка. Он с ходу стал целовать дочь, и драка завершилась. В полянице богатырь признал родную кровь и отпустил девушку. Казалось бы, история должна закончиться счастливо. Однако нет — мы же писали, что былина жестокая?

Дело в том, что брак был незаконный и поляница восприняла это как оскорбление. Ночью она вернулась, чтобы убить спящего отца.  Илью Муромца она назвала «старым казаком» и попыталась его убить. Неудачно. Этого богатырь дочери не простил и убил ее, разорвал надвое. При этом он одну часть скормил волкам, а другую — воронам.

А он надвое да ее поразорвал,
Ай рубил он поляницу по мелким кускам.

Так и закончилась жизнь удалой богатырши. Справедливости ради стоит сказать, что в былине ее славу воспевали из века в век.

5. Настасья Окульевна

Где упоминается: «Сказания о богатыре Михайло Потыке».

Согласно сюжету сказания, Настасья Окульевна — богатырша, которая спасла Михайло Потыку, когда тот бросился на поиски изменницы жены, которая в его отсутствие сбежала к некому царю.

По всей видимости, жена его была ведьмой и готовила для нерадивого возлюбленного смертельные ловушки. А вот Настасья Окульевна, сестра царя, помешала планам Авдотьи Лебеди белой (по другим данным, Марьи):

Как этая Настасья тут Окульевна
Скорым-скоро бежала в кузницу,
Взимала она клещи там железные,
Отдирала от стены городовые
А молода Михайлушку Потыка.

Красавица-девица излечила богатыря, и вместе они, Настасья Окульевна и Михайло Потыка, победили злодеев и стали жить да поживать и править царством.

6. Настасья Королевична

Где упоминается: «Дунай Иванович и королевна», «Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем», «Дунай Иванович — сват».

Богатырша Настасья Королевична — это жена Дуная Ивановича, судьба которого по сюжету былин довольно трагична. Встретил богатырь девицу, когда отправился в Литву сватать князю Владимиру королевну Апраксью. Но отец не собирался отдавать дочь сватам, поэтому ее увезли против воли. За «добывшими невесту» отправилась сестра Апраксьи — Настасья Королевична:

Она ехала в погоню по чисту полю,
А скакала на коне богатырскоем
Да по славну раздолью чисту полю;
По целой версты конь поскакивал,
По колен он в земелюшку угрязывал,
Он с земелюшки ножки выхватывал,
По сенной купны он земелики вывертывал,
За три выстрелы камешки откидывал.

Дунай Иванович вступил с богатыршей в поединок и, как это часто бывает, сделал ей предложение, восхитившись ее силой. А Настасья Королевична приняла его.

Так в Киеве отпраздновали две свадьбы. Но не долго прожил Дунай Иванович с молодой женой. Однажды, когда он похвастался своей удалью, жена отметила, что она ничем не хуже, что задело богатыря. Тогда Дунай Иванович предложил поединок, в ходе которого они должны были попасть поочередно в серебреное кольцо на голове у соперника. Настасья Королевична попала, а вот Дунай промахнулся и убил жену.

Когда Дунай узнал, что богатырша носила его ребенка, он от горя вонзил в себя копье. По легенде, от его крови родилась Дунай-река, а от крови Настасьи Королевичны — река Непра.

7. Богатырша Савишна

Где упоминается: «Про Илью Муромца и Тугарина».

Помимо случая с безымянной дочерью, Илья Муромец нередко еще встречал поляниц на своем пути. И, как полагается, знакомился с ними в поединке. Одной из них была жена богатыря поляница Савишна.

Дважды Илье Муромцу удалось избежать боя с Савишной, а на третий поединок произошел, и богатырша потерпела поражение. Тогда она разоблачилась, и Илья Муромец, увидев ее красоту, решил жениться на воительнице. Брак в скором времени состоялся.

Но вот домашние хлопоты не очень увлекали поляницу, ее страсть была к оружию и лихим коням. Так, в одном из вариантов былины «Про Илью Муромца и Тугарина» богатырша Савишна, переодевшись в платье мужа, спасает Киев от Тугарина Змея.

8. Златыгорка

Где упоминается: «Илья Муромец и Сокольник».

По одной из версий, Златыгорка родила вне брака Илье Муромцу богатыря, которого звали Сокольник. Он знал, кто его отец, и отправился его разыскивать, чтобы отомстить. Как мы рассказали, по другой версии, у Ильи Муромца родилась внебрачная дочь, так же разыскивавшая отца для мести.

А по другой версии, которую мы рассказали выше, богатыша Златыгорка родила Илье Муромцу дочь, имя которой осталось неизвестно. Мотив героини при этом остался тот же — месть за незаконный брак с матерью.

Читай также:

Загрузить еще