Просвещение

Почему популярны перформансы и инсталляции с правом на зрительскую жестокость

Маша Фадеева Маша Фадеева
Самоистязание в экспериментальных перформансах: почему людям нравится искусство с правом на зрительскую жестокость.

Необычные перформансы, хэппенинги и инсталляции с элементами жестокости и насилия приобретают своих поклонников по всему миру и шокируют натур с тонким чувством восприятия. Выясним, почему жестокое искусство становится популярным и что художники пытаются этим сказать. 

Как искусство становится нематериальным


На замену традиционным художественным выставкам пришли перформансы, акции, инсталляции, а также хэппенинги — события при участии художников, проходящие в форме импровизации.

Художники стремятся не просто выразить идею визуально, а вовлечь зрителя во взаимодействие с объектом искусства. Нематериальное искусство бесплотно, абстрактно и невечно. Получить эмоции и познать смыслы, которые пытается воплотить художник, можно только непосредственно в момент выставки. В отличие от картины, которую можно купить, забрать с собой и повесить на стену, перформанс — это искусство события. Поэтому для современных авторов главным становится не воплощение формы, а ее концепция. Если раньше искусство определялось эстетическими качествами — красотой, мастерством исполнения, то сейчас более важными становятся идеи, мысли, ощущения. 

События в мире искусства сегодня больше напоминают театральное представление, где главным становится не пассивное созерцание, а переживание эмоций и нового опыта через действие. 

Чем отличаются инсталляция, перформанс и хэппенинг

Перформанс подталкивает зрителя к действию, хэппенинг основан на импровизации, а инсталляции больше всего понятны и знакомы зрителю, так как они приближены к формату выставок. Расскажем на примерах, чем современные виды искусства отличаются друг от друга.

1. Инсталляция Трейси Эмин «Моя кровать»

Ближе всего к привычным арт-объектам — инсталляции. Обычно это композиции, состоящие из простых предметов, объединенных общей концепцией, и помещенные в некое пространство. Как правило, суть инсталляции прописывается тут же в пояснительном тексте. Но часто подразумевается, что зритель самостоятельно интерпретирует смыслы, опираясь на случайные эмоции, ассоциации и жизненный опыт.

Например, в 1998 году художница Трейси Эмин представила работу под названием «Моя кровать». Композиция состояла из большого двуспального матраса, грязного постельного белья в желтоватых разводах, смятых простыней, использованных презервативов, пустых пачек сигарет, заношенного нижнего белья, пустых бутылок из-под водки. Художница показала, как выглядела ее постель во время нескольких дней мучительной депрессии. По словам Трэйси, в инсталляции она пыталась изобразить переживания молодой одинокой женщины, вынужденной бороться с ментальными проблемами и осуждением общества. 

2. Перформанс с золотыми рыбками в блендере

Перформанс отличается от инсталляции тем, что художник подталкивает зрителя к действию. Основные составляющие перформанса: пространство для арт-объекта, время проведения, сценарий, автор и его взаимоотношения с посетителями зрелища. Смыслы, к которым человек придет, и получаемые в ходе действия эмоции зависят от его поступков. 

Так, на выставке датского художника Марко Эваристи в 2000 году перед зрителями предстала следующая композиция: 10 подключенных к розеткам блендеров, наполненных водой. В каждом их них плавала золотая рыбка. Сначала посетители просто рассматривали непонятный арт-объект, многие с недоумением, и проходили мимо. Пока один из наблюдателей не нажал на кнопку, и блендер не искромсал рыбку.

Руководители музея подали на художника в суд с обвинением в жестокости, но проиграли дело, поскольку ответственность за то, нажмет ли человек кнопку, лежит на зрителе. В этом и был весь смысл перформанса. 

3. «18 хэп­пенингов в шести частях» Алана Капроу

Хэппенинг, в отличие от перформанса, основан на импровизации. У таких художественных работ нет сценария: людям предлагаются только условия для действий, поэтому предсказать, что получится в итоге невозможно. Описать хэппенинги довольно сложно, поскольку то, что будет происходить на них, по большей части зависит от зрителя. Одна из форм всем известных массовых хэппенингов — уличные флешмобы и монстрации (массовые художественные акции в форме демонстрации, являющиеся средством самовыражения).

Хэппенинг чем-то похож на постановочную демонстрацию с целью привлечь внимание к общественным проблемам. Основной смысл — заставить участников действовать по прописанному автором сценарию, высвободить энергию через поступки, эмоции. Это чем-то похоже на театр, где каждый становится не просто зрителем, а ведущим актером.

Например, один из самых запоминающихся хэппенингов состоялся в 1959 году в Нью-Йорке. Автор Алан Капроу вместе с театральной группой устроил абсурдистское представление под названием «18 хэп­пенингов в шести частях». Организаторы подготовили три комнаты, в каждой из которых одновременно показывали короткие сценки: кто-то выжимал апельсиновый сок, кто-то подметал, кто-то выкри­кивал лозунги, кто-то просто сидел на стуле. Зрители перемещались по комнатам, самостоятельно решая, в каком представлении принять участие. При этом каждый посетитель выносит свой опыт, посещая подобное мероприятие, поскольку никто из зрителей не может находиться во всех комнатах одновременно.

Почему зрителям нравится жестокость

Когда мы попадаем в музей с шедеврами искусства, то видим понятные, простые визуальные формы: природные пейзажи, натюрморты с цветами и фруктами, людей, одетых в костюмы прошлых эпох. Эти образы нам привычны: мы часто видим их в повседневной жизни и легко воспринимаем такую красоту. 

С экспериментальным искусством все намного сложнее. Современные инсталляции и перформансы граничат с абсурдом: попробуй разобраться, в чем именно задумка художника. Однако это не так важно. Перформеры выступают не только ради зрителя, но и для того, чтобы выразить свои внутренние переживания. Главную роль здесь играет концепция, скрытый подтекст, который каждый посетитель интерпретирует по-своему, находит собственные смыслы.

Так чем же нас привлекает эксцентричное искусство? Все дело в устройстве нашего мозга. Люди любопытны по своей природе: стремление познавать мир, изучать новое и разбираться в сложном заложено в нас эволюцией. Когда мы видим несоответствие, наш мозг активирует дофаминергическую систему, которая отвечает за мотивацию и управление. Мы начинаем сопоставлять непривычные образы с тем, что уже знаем. 

Оказывается, что вещи, которые нам нравятся, находятся в точке между узнаваемыми образами и несоответствиями. Когда объект становится знакомым, т.е. выстраиваются определенные паттерны, и мы начинаем их узнавать, подключаются опиоидные рецепторы. Они отвечают за удовольствие, ощущение радости и удовлетворенности. Поэтому экспериментальные перформансы становятся популярными и находят своих поклонников, даже если обращаются к человеческой жестокости.

Как самовыражаются бесстрашные художники

В попытках привлечь внимание общественности к волнующим темам художники часто применяют насилие к собственному телу: режут себя лезвиями, кромсают кожу, вбивают в себя гвозди, проводят операции без анестезии, рискуя своей жизнью. Рассказываем о самых известных и шокирующих выступлениях мировых перформеров.

1. Рудольф Шварцкоглер — «Акция 3»

Рудольф Шварцкоглер через свои работы исследовал тему человеческой скорби, насилия, уязвимости тела и боли. Он был одним из участников группы венских акционистов, которые в 1960-х прославились своими жестокими шокирующими акциями. 

Одна из самых пугающих работ художника — «Акция 3». Во время перформанса ассистенты Шварцкоглера замотали голову художника бинтами, а затем стали вкручивать в череп предмет, похожий на штопор, до тех пор, пока на бинтах не выступила кровь. Радикальный автор обыграл один из способов лечения психологических заболеваний — трепанацию черепа. Он посвятил перформанс теме разочарования миром, который калечит человека физически и психологически. 

2. Крис Бёрден — «Мертвец» и «Транс-Фиксированный»

В 1972 году в рамках перформанса «Мертвец» американец Крис Бёрден надел на голову мешок и лег на оживленное шоссе, поставив рядом два сигнальных огня. По задумке художника, в определенный момент лампы должны были погаснуть, после чего его жизнь зависела бы только от внимательности водителей. В итоге кто-то из пассажиров проезжавших мимо машин вызвал полицейских, которые убрали художника с дороги.

В следующий раз, в 1974 году, Бёрден прибил свое тело гвоздями к автомобилю «Фольксваген», назвав свою художественную работу «Транс-Фиксированный». Смысл самоистязания на публике был в том, чтобы лишить образ распятия мистического контекста. Таким образом автор хотел освободить зрителей от коллективных страхов, на которых держится общественный порядок.

3. Марина Абрамович «Ритм ноль»

Современные авторы в своих акциях и шокирующих выступлениях пытаются обратить внимание на общественные проблемы, отношения человека с миром и социумом.

Так, известная югославская художница Марина Абрамович в 1974 году в Неаполе организовала знаменитый перформанс «Ритм ноль». Объектом инсталляции была сама женщина. Рядом с ней на столе были разложены 72 предмета: перья, спички, нож, гвозди, цепи, ложка, вино, мед, сахар, мыло, кусок торта, соль, коробка с лезвиями, металлическая труба, скальпель, спирт и прочие предметы.

Любую вещь можно было использовать как для того, чтобы доставить Марине удовольствие, так и для того, чтобы сделать ей больно. 

Сначала зрители осторожно входили во взаимодействие с художницей, применяя предложенные предметы: целовали Марину, дарили цветы, щекотали перышком. Но постепенно люди начали смелеть, их действия становились агрессивнее. Некоторые трогали художницу за интимные места, поливали медом, плескали вином в лицо, кромсали лезвиями ее одежду, а затем и тело.

Ближе к концу выставки один из мужчин подставил к ее виску заряженный пистолет, после чего среди зрителей завязалась драка. 

Почему люди стали вести себя так жестоко? Не потому, что они злые, все дело в нашей любопытности и потребности нащупать границы дозволенного. Основной посыл перформанса, по задумке Абрамович: обратить внимание на то, что может произойти с человеком, когда он не отстаивает свои психологические и физические границы. 

Попадая в непонятную ситуацию, люди желают разгадать задумку и разобраться в смыслах. Поэтому с удовольствием принимают участие в перформансах с элементами визуальной жестокости.

4. Марина Абрамович — «Энергия покоя»

Художница провела перформанс в Амстердаме в 1980 году вместе со своим ассистентом Улаем. В ходе выступления пара стояла друг напротив друга, держась за лук с натянутой тетивой. Стрела была направлена в сердце Марины, которая держала сам лук, а тетива была в руках у ее партнера.

К авторам были прикреплены микрофоны, с помощью которых зрители могли слышать дыхание и сердцебиение выступающих. В течение четырех минут жизнь Абрамович зависела от действий и поведения Улая. 

Позже художница призналась, что этот опасный и волнующий момент стал одним из самых сложных для нее перформансов. Идея этой композиции — показать тонкую грань доверия в отношениях между мужчиной и женщиной, когда люди принадлежат друг другу, а жизнь одного находится под ответственностью другого. 

5. Мирей Порт — «Вездесущность»

Французская художница Мирей Порт, известная под псевдонимом Орлан, в 1990-х годах представила свой знаменитый шокирующий проект «Перевоплощение святой Орлан». Работа состояла из девяти перформансов, последним из которых стала акция «Вездесущность». Орлан пригласила американского пластического хирурга Марджори Крэмера, который в прямом эфире провел несколько операций по трансформации лица художницы с помощью силикона.

Во время операции хирурги были одеты в парчовые одежды, а сама Орлан читала философские и поэтические тексты. В этой акции художница пыталась продемонстрировать отрицание навязанных идеалов красоты, от которых страдают современные женщины.

Искусство, которое привлекает внимание

Современное экспериментальное искусство часто бывает спорным и неоднозначным. Каждый зритель воспринимает его по-своему, поэтому найти общие смыслы порой оказывается трудно. Но в этом и заключается основная причина привлекательности шокирующих композиций для массовой аудитории.

Классическое искусство в том виде, в каком мы привыкли его воспринимать, не позволяет передать те эмоции и мысли художников, на которые они хотят обратить внимание социума. Поэтому авторы часто прибегают к абсурду, переворачивают общественное представление о морали, ценностях, установках.

Художники буквально приносят себя в жертву искусству: используют в творчестве склонность людей к жестокости и насилию, дают возможность зрителям причинить боль своему телу, если им будет это угодно. 

Таким образом зачастую современные авторы пытаются привлечь внимание общественности к болезненным темам, о которых мы не привыкли говорить. К темам, которые замалчиваются и игнорируются до тех пор, пока не созреет нарыв, провоцирующий переворот в человеческом сознании. 

Читай также:

Загрузить еще