Реализм и фантастика: почему нам нравятся экранизации «Властелина колец» и «Игры престолов»
Умные карлики, харизматичные лидеры и эпичные батальные сцены — это то, что объединяет трилогию «Властелина колец» и 8 сезонов «Игры престолов». Но есть и другие общие причины, по которым экранизации произведений Джона Толкина и Джорджа Мартина с двух ног влетели в сердца миллионов фанатов по всему миру. Именно о них и поговорим в новой статье Royal Cheese.
Текст содержит концептуальные спойлеры.
Удачный сплав реализма и мистики
В случае с «Властелином колец» мы имеем архетипичный фэнтезийный сюжет. Таковым он стал после популярных книг Толкина, а экранизация на момент выхода сделала все, чтобы эта аксиома укрепилась. Сейчас эльфы, хоббиты, орки и колдунство прочно ассоциируются с понятием «фэнтези». В случае с «Игрой престолов» комбинация слегка перетасована, дополнена, но остается в целом той же. Тут так же есть драконы, великаны, магия и новоявленные ходоки вместо орков. В целом полный фэнтезийный набор, где не хватает только остроухих Леголасов, но их заменяют весьма эльфоподобные Таргариены, которые вместо долголетия обзавелись огнеупорностью. Однако в обоих случаях эффект не был бы таким, если бы воображаемая картинка не содержала элементов реальности.
Герои тут смертные, подвержены простой человеческой алчности, трусости и в принципе сочетают в себе качества, которые нам целиком и полностью понятны. Мир Семи Королевств так и вовсе полон интриг, заговоров и неожиданных предательств. Обе вселенные жестоки, а Мордор, орки, ходоки и прочая нечисть отражают наши страхи и представления о зле как о чем-то агрессивном, выжидающем и яростном. Подобные представления свойственны всем народам мира, и у каждой культуры намечались общие срезы и параллели. Подробнее об этом читай в статье Royal Cheese: почему чудовища народов мира так похожи друг на друга.
Объединены против опасности
Именно тут и кроется одна из особенностей обеих экранизаций, которая является скорее преимуществом, а не недостатком. Зло представлено однозначно, а противовесом ему выступает человеческая раса, слегка разбавленная дворфами, эльфами или Таргариенами. Нет такого человека, который назвал бы орков или ходоков заложниками ситуации в полной мере. Одни — порождение зловещей магии Саурона, другие созданы лесными дриадами в наказание за человеческую экспансию. Мотивации положительных героев расписаны и объединены перед лицом опасности. Главная их цель — противостоять однозначному злу в лице Саурона или Короля Ночи.
И не сказать, что такая тенденция является неудачной. Наши умы не любят несогласованность: из А должно следовать Б. Точка А не должна привести в точку А — иначе это будет стагнация. По этой причине зло в картинах однозначно. У людей нет поводов жалеть его и искать способы оправдать насилие, которое оно распространяет. У темных сил тут нет положительных качеств — это опасность, которая требует устранения, иначе настанет смерть. Действенность этого метода на практике не раз доказывали другие успешные тайтлы из мира игр и кино:
- Трилогия Mass Effect с Пожинателями, которые «обнуляют» Вселенную.
- «Грань Будущего» (2014), где жуткие инопланетяне с суперспособностями устраивают геноцид с целью захвата планеты.
- «Армагеддон» (1998), где антагонистом людского рода и вовсе выступил гигантский астероид — нечто вообще не обладающие никакими человеческими качествами.
Список при желании можно продолжать весьма долго. Такие архетипичные сюжеты просты и понятны для восприятия. Это отличный сценарный ход, который при правильном применении не толкает сценаристов расписывать многотомный бэкграунд той или иной вселенной. В сочетании с другими положительными качествами успешных картин они будут жить вечно.
Харизматичные герои
Актеры, которые отлично сыграли своих персонажей, становятся лицами кинопроектов. Только из запавших в душу героев начинают клепать мемчики и ставить их на свои аватарки; в новом тысячелетии такой способ продвигать продукт гораздо эффективнее, чем клеить на стенды киноафиши или пускать рекламу по ТВ. Если столкнуть лбами «Игру престолов» и «Властелина колец» на предмет интересных персонажей, это будет кровавая война, где неясно, кто выйдет победителем. Красавчик Джейме Ланнистер начнет ожесточенно рубиться с эльфом Леголасом, Фродо — с Джоном Сноу, Саурон — с Королем Ночи, Голум — с Ходором, Дейенерис — с Арагорном и… перечисление можно продолжать бесконечно. Удивительно, насколько авторы классно прописали своих героев, сделав каждого по-своему близким для абсолютно разной аудитории.
Тут вскрывается важный параметр, которому обязаны успешные проекты: зритель должен увидеть в персонаже что-то свое. Это может быть черта личности, схожий характер или желаемый образ действий, который человек требует от себя. Подытожим: создать интересного героя — это всегда игра на поле человеческих желаний и ожиданий.
С тобой был Royal Cheese. Выбирай хорошее кино, люби хорошее кино и смотри его с умом. Найти классный фильм для просмотра тебе поможет рубрика «Пятничный кинозал», которая всегда появляется перед выходными. В прошлый раз мы писали про лучшие фильмы с непокорными героями.