Просвещение

Жизнь, творчество, свобода: философские идеи Бердяева и их смысл

Наталья Грицкевич Наталья Грицкевич
Что такое творчество и как оно связано со свободой и этикой с философской точки зрения.

Философский путь Николая Бердяева относится к той разновидности, в которой судьба и личность мыслителя неразрывно связаны с его творчеством. Это не просто оторванное от жизни знание, но и убеждения, жизненное кредо философа.

Для того, чтобы понять идеи Николая Бердяева, важно познакомиться с его жизненными взглядами и убеждениями в разрезе судьбы автора, что позволит нам лучше понять, на чем основана его философия.

О жизни Бердяева

Николая Бердяева нередко называют русским Гегелем XX века, его личный путь и творчество всегда были тесно переплетены. Родился философ в 1874 году в древней дворянской семье, его мать была княжной и наполовину француженкой. Деды и прадеды его рода славились благородством и смелостью, защитой достоинства человека независимо от его происхождения. В женщинах его рода также чувствовалась духовная аристократичность и доброта.

Однако несмотря на это, как и положено Бердяеву, его взгляды оказались довольно оригинальными — он отрицал важность физического родства и происхождения, подчеркивая значимость и важность духовного родства. Несмотря на то, что он любил свою семью и родителей, в своей книге «Самопознание. Опыт философской автобиографии» 1940 года он писал:

«Я не люблю семьи и семейственности. У меня всегда была мучительная нелюбовь к сходству лиц, к сходству детей и родителей, братьев и сестер. Черты родового сходства мне представлялись противоречащими достоинству человеческой личности. Я люблю лишь «лица не общее выражение».

С детства будущему философу прививалась любовь к литературе. Он рос в богатой дворянской усадьбе при няне, его семья довольно много путешествовала по Европе. Через любовь к книгам к Бердяеву рано пришло осознание своего призвания. Как он признавался позже, интерес к философским проблемам появился в нем в юном возрасте.

Интересно, что пассивное заучивание, решение поставленных задач никогда не вдохновляло Бердяева, поэтому экзамены были для него схожи с пыткой. А вот развитие творческого импульса изнутри, а не извне, как раз привлекало его. Он довольно рано усваивал философские труды, в то время как его сверстники не интересовались чем-то подобным.

Идея свободного приобщения к знаниям

Николай Бердяев пришел к мысли, что насильственная форма прививания знаний только калечит, а не помогает в действительности чему-то научить человека. Ему была близка идея «свободного приобщения к мировому знанию».

Будущий философ учился на естественном и юридическом факультатах Киевского университета им. Св. Владимира, а затем, увлекшись марксизмом и участием в студенческих демонстрациях, был отправлен в ссылку. В те годы он уже начал выпускать собственные статьи на тему социальной теории и практики. Одна из первых тем, которая увлекла его, — идея свободы человека. Он приходит к мысли, что не каждый способен выдержать бремя свободы. Именно эту мысль он развивает в своем труде 1901 года «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии».

Ссылка для Бердяева оказалась нелегким испытанием. Его соотечественники описывали его как человека с врожденным аристократизмом, «горящим мыслями и талантом». После окончания ссылки в 1904 году Бердяев женился на дочери адвоката, Лидии Трушевой, которую Николай Бердяев называл «революционером духа», и считал, что она не создана для обыденности и прозы жизни, как и он сам.

Февральскую революцию 1917 года Бердяев встретил с энтузиазмом, определив ее как «вступление в великую неизвестность». Но то насилие, которое происходило в дальнейшем, привело философа к мысли, что в нем могут потонуть все благие революционные цели. В дальнейшем тема революции еще долгие годы будет присутствовать в рассуждениях философа. Бердяев видел в коммунизме опасность для духовной культуры:

«Революция не щадила творцов духовной культуры, относилась подозрительно и враждебно к духовным ценностям»; «коммунизм, как он себя обнаружил в русской революции, отрицал свободу, отрицал личность, отрицал дух».

Николай Бердяев посвятил свою жизнь прояснению личной позиции относительно того, какое место человек должен занимать в мире, склоняясь к антропоцентричной модели развития философского знания.

Бердяев как деятель духовной жизни

Бердяев сделал многое для того, чтобы духовная жизнь не угасала в России: он читал лекции, проводил у себя дома литературно-философские вечера, вел работу во Всероссийском союзе писателей, стал профессором Московского университета, поддержал образование Вольной академии духовной культуры, в которой он читал лекции на философско-исторические и философско-религиозные темы, а также вел семинары по Достоевскому. В те годы из-под его пера вышел труд «Миросозерцание Достоевского», который определил отношение к писателю на Западе.

Из-за неприятия нового коммунистического режима Бердяев был выслан из России — расставание с ней философ пережил тяжело. С 1924 года семья Бердяевых поселилась в Париже и, как оказалось, уже навсегда. Спустя много лет Николай Бердяев писал:

«Русская революция отнеслась с черной неблагодарностью к русской интеллигенции, которая ее подготовила, она ее преследовала и низвергла в бездну. Она низвергла в бездну всю старую русскую культуру, которая в сущности всегда была против русской исторической власти».

Бердяев, находясь за рубежом, продолжал писать научные труды, в связи с чем довольно быстро стал известен во многих уголках мира — его книги были популярны не только в Европе и Америке, но и в Азии, а также Австралии. Но меньше всего, как считал философ, о нем знают в России. Судьба России, изгнание — это вечная тема, которая оставила мощный след на жизни и судьбе этого автора.

В течение своей жизни автор написал больше 450 работ, большинство из которых отличались своей оригинальностью в подходе.

Творчество как откровение и преодоление мира

Николай Бердяев говорит о творчестве как об откровении, в котором обнаруживается истинная природа человека. По Бердяеву, творчество — это обнаружение настоящей духовной свободы и достижение человеком подлинной доброты. Сам о себе Бердяев писал как о человеке мечты — он был романтиком в понимании смысла жизни, поэтому тема творчества тесно переплетена в его работах с темой свободы.

Как считает Бердяев, человек, попадая в условия социума, изначально не свободен и не знает себя настоящего. Так у философа рождается идеалистическое представление о мире, о чем говорит его следующее утверждение:

«Мир есть зло, из него нужно уйти. Свобода от мира — пафос моей книги».

Так, тема свободы становится одной из главных в жизненном и творческом пути Бердяева, а само творчество — смыслом жизни философа.

Взгляды Бердяева и философская позиция

Философская мысль Бердяева в широком смысле принадлежит к христианскому экзистенциализму. Основой мира Николай Бердяев считает не бытие, а свободу, придерживаясь идеалистических взглядов. Чем отличается позиция материализма и идеализма, ты можешь прочитать в этой статье, посвященной основному вопросу философии.

Поскольку идея свободы иррациональна по своей природе, Бердяев пишет о том, что она может привести не только к положительным проявлениям, но и к негативным. Негативное проявление или «зло» в этой концепции — это свобода, которая обернулась против самой себя через создание идолов в искусстве, науке и религии. Именно такая форма свободы в ее негативном ключе и порождает отношения рабства и подчинения, на которых строится вся история человечества.

Бердяев как философ интересен своим нестандартным взглядом: он восстал против рационализма и довольно рано ощутил веяния деконструкции, которая и становится сегодня единственным способом проявления творческого начала. Идеи Бердяева легли в основу «философии личности», развиваемой Э. Мунье и Х.Л. Сегундо, в которой на первое место выходит проблема человеческого существования и его освобождения.

Бердяев относит личность к сфере духовности и свободы и противопоставляет ее индивидууму — природной и социальной части. Творчество становится единственным способом освобождения человека, поскольку лишает его «ложных целостностей» — природного мира, государства, общества, религиозных институтов и т.д. Любое же принуждение ведет к подчинению и тирании.

Поскольку сам философ выступал против любого угнетения человека — политического, социального и религиозного, был против дегуманизации, его работы были посвящены реальным потребностям и поиску истинного предназначения человека. По Бердяеву, человек создан для обретения «сверхприродной свободы». В общих чертах философские идеи Бердяева лежат в плоскости русского мессианизма, проясненного радикальной критикой.

Личность, свобода, творчество

Философское наследие Николая Бердяева представляет интерес с той точки зрения, что он обращался к теме человеческого существования, смысла жизни в разрезе личности, свободы и творчества. Он развивал свои идеи с целью одухотворить мир, привести его в «подлинное состояние», лишив болезненности.

Он считал, что правильно понять мир может только сам человек, который находится в собственном личностном контексте. Личность по Бердяеву должна рассматриваться в первую очередь с точки зрения любого философского учения, должна быть «антропоцентрична», учитывать исторический и социальный контекст жизни общества.

Человек, с точки зрения взлядов философа, принадлежитк трем мирам: природному, социальному и духовному, а его природа «биосоциодуховна». В его работах довольно много размышлений о том, где заканчивается «индивидуум» и начинается «личность». Индивидуум по Бердяеву — это та часть человека, которая стремится эгоистически самоутверждаться, подчиненная часть целого, желающая «бессильного восстания». Часть, которая управляется природой и социумом. Личность же и ее обретение связано с обнаружением собственного призвания в мире.

Так, личность и индивид, как считал философ, — это две разные силы, существующие в одном и том же человеке. Человек же занимает положение между зверем и Богом и движется в том направлении, какая сила в нем преобладает в большей степени. С этой позиции Бердяев критиковал философию гуманистической направленности, русскую религиозную мысль. Разницу между философией и теологией он объясняет следующим образом:

«Философия приходит к результатам познания из самого познавательного процесса, она не терпит навязывания извне результатов познания, которое терпит теология».

По Бердяеву, личность рассмаривается практически в контексте души — это та уникальная часть, которая характеризуется однократностью, единичностью и несравнимостью. Это исключение, выходящее за рамки представлений о материальном. Становление личности тесно связано с «иррациональной свободой», представляющей собой метафизическую тайну.

Представления Бердяева об этике

Рассуждая о личности в контексте духовной и творческой категории, философ не забывает и об этической стороне вопроса. Этика — это еще одна важная тема, которой Николай Бердяев посвятил несколько трудов.

В своей работе «Смысл творчества» автор поднимает этический вопрос, поскольку видит в нем фальшь и притворство. Этика, как считает философ, образовалась скорее из необходимости, чем из свободы. С другой стороны, он рассуждает о сверхсознательной силе и глубине этической стороны, морали, которая есть в каждой человеческой душе.

Рассуждая о личности, свободе, творчестве и этике, Бердяев приходит к выводу о том, что только в творческий процесс может привести человека к абсолютной свободе и пониманию раальной ценности этики. Он отличает ценность этики, привитой извне, как регулятор социальных отношений, и этики, постигнутой изнутри, в процессе личностного становления.

В своем труде «О назначении человека» он пишет:

«Нормативная этика всегда тиранична. Книга эта хочет быть опытом конкретного учения о человеческой жизни, о ее смысле, ее целях и ценностях».

Таким образом, философ предлагает взглянуть на этику, как и на творчество, с точки зрения трансцендентной позиции. Идеалистическая направленость была свойственна Бердяеву, в дальнейшем его идеи о творческой мысли, ценность ее иррациональной составляющей получили распространение в трудах многих других философов того времени.

Трагизм творчества

Поскольку Бердяев во многом был идеалистом и ему был свойственен глубинный романтизм, он тонко ощущал трагизм творчества, тяготея к трансцендентому «высшему миру» и отрицая во многом низменный.

Он считал, что в человеке всегда борются два начала, представляющие в общем виде «добро» и «зло», а сам по себе любой человек — это непостоянное и изменчивое существо. При этом философ видит всего два выхода из сложившейся ситуации. С одной стороны, человек может принять все общие обязательные нормы, а с другой — «жизнь в свободе», выбрав творчество, которое всегда трансцендентно — пронизано духовным прозрением.

Первый способ ведет к уничтожению творчества, ведет человека в «низменный мир» через нагромождение правил и норм, принятых без анализа, что уничтожает любую свободу в человеке. Второй же способ — жизнь через творчество — так же ведет к ускорению конца. Оба варианта пронизаны трагизмом, поэтому тема творчества приобретает у Бердяева окрас предрешенности.

Читай также:

Загрузить еще