Гедонизм

3D-Чебурашка и новое «‎Простоквашино»: чем сегодня живет «‎Союзмультфильм»

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Как рэкетиры захватили и почти уничтожили легендарную студию и сможет ли Дядя Федор с подворотами спасти «‎Союзмультфильм».

В 1936 году путем слияния нескольких киностудий появился легендарный «Союзмультфильм». За 83 года творческое объединение переросло в самую крупную студию анимации. Ты вырос на «Ну, погоди!», «Винни-Пухе» и других шедеврах отечественной мультипликации. Но что производит компания сейчас?

Как «Союзмультфильм» спасали от рейдерского захвата


После распада СССР «Союзмультфильм» погрузился в упадок. В 1991 году руководство лишается здания кукольного объединения, а в 1997-ом студию рейдерским захватом отбирает Сергей Скулябин. Продюсер и режиссер Акоп Киракосян вспоминает:

«По неопытности приняли на работу в качестве директора Сергея Анатольевича Скулябина, который оказался просто преступником, он потом сбежал в Америку. У него была одна задача: обанкротить предприятие и ликвидировать его».

В это время рабочий процесс остановился, и зрители за 2 года увидели только 6 картин. Для сравнения в одном только 90-м году вышло 34 мультфильма. Работники увольнялись, «Союзмультфильм» почти распался. На помощь пришли власти, учредившие организацию как государственную. Рэкетир Скулябин сбежал за границу и был объявлен в розыск. Период его правления запомнился фанатам двумя выпусками «Ну, погоди!», «Обезьянками», «Веселой каруселью» и неудачной коллаборацией с британцами. Речь о «Медвежьей спасательной службе», повествующей о желании зверей создать рок-группу, о приключениях косолапых в космосе и так далее. В совместной работе зрители не увидели того стиля, который отличал «Союзмультфильм», и после побега Скулябина проект забыли как ночной кошмар.

Новый совет директоров должен был восстанавливать честное имя студии и заново искать аниматоров, но процесс обеления затянулся. В середине нулевых компанию считали недобросовестным исполнителем и не допускали на государственные конкурсы. Работа в мастерской шла медленно: в год выходило не больше 6 мультфильмов, многие из них были продолжениями старых. «Союзмультфильм» жил на советском наследии.

Воскрешение легендарной студии

Пока легендарная мастерская переживала упадок, российские зрители нашли отдушину в зарубежной мультипликации. Nickelodeon стал одной из самых популярных студий на постсоветском пространстве. Школьники бежали с уроков сломя голову, чтобы посмотреть «Котопса», «Крутых бобров» и другие шедевры нулевых. Конкурировать с западными коллегами «Союзмультфильм» не мог. Не получилось достойно соперничать и с отечественными компаниями вроде «Петербурга» («Смешарики») и «Анимаккорд» («Маша и медведь»). Студии будто не существовало для российского зрителя. Шеф-редактор организации Сергей Капков говорил об этом времени так:

«Слово «Союзмультфильм» вызывало у общественности негативную реакцию. «Что там сегодня в суздальской программе? «Союзмультфильм»? Ну, можно не ходить». Никто не ждал от студии ничего хорошего».

Возрождать интерес зрителей в 2015 году стал режиссер мультфильма «Жил-был пес» Эдуард Назаров. Он бесплатно обучал молодых режиссеров тонкостям профессии. Некоторые из студентов впоследствии остались работать. С 2014 по 2016 год студия выпустила 50 мультфильмов — больше, чем за предыдущие 12 лет. К тому же многие из них становились лауреатами международных премий. Например, «Пык-пык-пык» — короткометражка с простым сюжетом, но оригинальной подачей. Все действия персонажей идеально попадают в звуковое сопровождение и напоминают единый танец. Работа режиссера Дмитрия Высоцкого получила диплом за «легкость и музыкальность» и приз зрительских симпатий по итогам голосования на фестивале «Крок». Выстрелил и «Джек-простак» Александра Черногорова — история знакомства недалекого крестьянина и дочери богатого помещика. Оба мультфильма отличаются динамикой, скоростью повествования истории. Картины вошли в альманах «Веселая карусель».

Противоречивый 2018 год


До 2018 года «Союзмультфильм» не обременял себя масштабными проектами. Но прошлой весной студия разразилась сразу на две мощные премьеры. Вначале россияне увидели новые серии «Простоквашино», которые не удовлетворили запросы ностальгирующих по СССР. Недовольными остались и молодые любители анимации. Режиссеры старались соответствовать современным реалиям и трендам, но их раскритиковали за нелепые отсылки к современной поп-культуре: например, у пса Шарика появился гаджет с мелодией звонка из игры «Hotline Miami». Дядя Федор стал подворачивать джинсы и зачесывать челку назад. Некоторые даже обвинили отца семейства в сексизме за фразу:

«Тебе в навигаторе надо мужской голос выбрать. Женский часто право и лево путает».

Но сколько людей, столько и мнений. Несмотря на критику, команда продолжила работу и выпустила 24 серии из 30 запланированных. Плохо или хорошо, но Дядя Федор привлек внимание к студии, считавшейся ходячим мертвецом. Если у режиссеров получится сделать качественный ребут, то хайпа будет еще больше.

Вторая вспышка продуктивности засияла осенью 2018-го. «Союзмультфильм» впервые за 13 лет выпустил полнометражный мультфильм «Гофманиада». Работа выполнена в технике кукольной анимации и основана на сказках Эрнста Теодора Гофмана. На протяжении 17 лет мастера студии воплощали в жизнь воображаемый мир писателя. В законченном мультфильме участвует более 150 кукол, некоторые из них появляются на экране лишь на несколько секунд. В отличие от «Викинга» с Козловским, долгий труд над мультфильмом был вознагражден восторженными оценками критиков. Положительные обзоры опубликовали издания «Российская газета», «КГ-Портал», «InterMedia» и другие. Отрицательных рецензий, по данным агрегатора «Критиканство», не было совсем. Disney настолько сильно поверили в проект, что выступили в качестве прокатчика. Но ожидания не оправдались: сборы составили всего 2,6 миллионов рублей. Это странно, учитывая положительные отзывы не только прессы, но и самих зрителей. Видимо, общество все еще предвзято относится к отечественной мультипликации по аналогии с кинематографом.

А что в будущем?

«Союзмультфильм» продолжает набирать обороты, и в планах еще несколько масштабных проектов. В августе этого года студия показала, как будут выглядеть Чебурашка и Крокодил Гена в 3D. Обновленные персонажи нарисованы с помощью CGI-графики. Будущую картину посвятят скончавшемуся Константину Успенскому — создателю героев. Серия будет называться «Переезд» и, возможно, станет не единственной. В том же стиле в очередной раз перевыпустят «Попугая Кешу». Уже в конце декабря должен выйти трехмерный «Умка». В пресс-службе студии заявили:

«Мультфильм расскажет о важности искренней дружбы и теплых семейных взаимоотношений, а также покажет пример доброго отношения к братьям нашим меньшим. Он станет логичным завершением трилогии об Умке».

Весь ребут 2019 года приурочен к пятидесятилетию персонажей. Возможно, что юбилеи других героев студия также будет отмечать новыми сериями. Как долго «Союзмультфильм» собирается использовать старые образы — неизвестно. Аудитория явно считает перезапуски компании неудачными и ждет новых вспышек. Тем более, что предпосылки к этому после «Гофманиады» есть.

Загрузить еще