Гедонизм

Биргики: любители крафтового пива, меняющие алкокультуру

Дарья Корюкина Дарья Корюкина
Биргики меняют культуру потребления пива. Напиток перестает быть дешевым массовым продуктом, традиции изготовления возрождаются, — так пиво снова обретает душу.

Несколько лет назад в Россию пришла пивная революция. В крупных городах появились специальные пабы и магазины, которые расширяют представления о популярном напитке. Они предлагают экзотические соленые, кислые и даже острые сорта. Такое пиво «с характером» стало востребованным и успешно конкурирует с привычной продукцией.

Кто такие биргики


Биргики — это знатоки пива, глубоко погруженные в свой предмет увлечения. Они разбираются в пивоварении, знают, как определить качественно приготовленный напиток, а также все этапы его производства. Их сравнивают с энофилами, ценителями вина. А в широком смысле можно провести параллель с фанатами комиксов или, например, любителями моды.

Этот тип гиков или людей, увлеченных своей тематикой, ценит необычные и яркие вкусы пива, многое знает о процессе варки, правильном хранении и доставке продукта, видах хмеля, солода и дрожжей, об основных производителях и их линейках продукции. Некоторые также любят дегустировать редкие сорта и стремятся получить очередной трофей в виде редкой коллекционной бутылки. Стоимость одного такого экземпляра, кстати, порой достигает нескольких десятков тысяч рублей.

Если винолюбы пользуются услугами дорогих сомелье, то биргики идут в специальные пабы и пивотеки. Там можно найти пенный напиток на любой вкус. От крепких стаутов и элей до бельгийских фруктовых ламбиков, которые пользуются особой популярностью не только у мужчин, но и у женщин. В обычном баре тебе, скорее всего, предложат лишь один самый популярный вид пива — лагер. Его распространенность связана с дешевизной и простотой производства. Но в последнее время он уже не отвечает вкусам всех потребителей, и уж тем более его не жалуют ценители и знатоки хмельных напитков.

Крафтовая революция и появление субкультуры


Мода на необычное пиво родилась в США в 1965 году. Тогда Фриц Мэйтаг выкупил старую пивоварню Anchor, находившуюся на грани разорения. Через несколько лет он наладил выпуск бутылочного пива, основываясь на давних рецептах. Anchor Steam или «паровое пиво» было гибридом лагера и эля. Позже Мэйтаг начал варить свой портер. Он уже сильно отличался от магазинного ассортимента и способом производства, которое отличалось использованием верхового брожения, и качеством сырья. Этот охмеленный горький сорт до сих пор считается первым современным крафтовым пивом.

Вслед за Anchor в Америке начали открываться и другие частные цеха и производства. Они противопоставляли себя крупным корпорациям, создававшим скучный лагер. По-английски такие мини-производства называются «сraft brewery», то есть ремесленные пивоварни. Явление так и вошло в историю как «крафтовая революция».

Новое увлечение быстро распространилось по миру и вызвало настоящий бум. Дело в том, что малым предприятиям было проще угодить потребителю в первую очередь из-за возможности производить экспериментальные партии и экспериментировать со вкусом. Они могли быстро менять ассортимент, подстраиваться под спрос, выпускать лимитированные и сезонные коллекции.

Покупатели тоже оценили такой гибкий подход. Несмотря на высокий ценник, ремесленные пивовары предлагали куда большее разнообразие вкусов и сортов, чем полки супермаркетов или дешевые бары. Сегодня количество биргиков в Америке достигает 20% от общего числа потребителей пива. А всего по стране открыто несколько тысяч мини-пивоварен.

В Европе частные производства всегда были востребованы. Но и там волна, пришедшая из США, позволила авторскому пиву укрепиться в своей нише и стать еще более популярным и востребованным. Сейчас много необычных сортов производят в Бельгии, Великобритании и, например, Швеции.

Как биргики пришли в Россию


В Россию пивная революция нагрянула далеко не сразу. Первые ремесленные фирмы начали появляться в 2012-2013 годах и держались на плаву исключительно благодаря энтузиазму их создателей и последователей. Центрами крафта изначально стали Санкт-Петербург, Екатеринбург и Москва. Позже к ним присоединились такие города, как Тула, Ярославль, Владимир.

С появлением новых видов пива постепенно начала меняться и культура его потребления. Открылись первые крафтовые бары и магазины. Сегодня многие такие места стали культовыми. Они собирают толпы биргиков даже в будние вечера, а в выходные столик нужно бронировать заранее.

Один из старейших подобных баров в Москве, Rule Taproom, предлагает посетителям разливное ремесленное пиво из 27 кранов и множество бутилированных вариантов. Всего в столице насчитывается несколько десятков заведений с крафтом. Есть свои пивотеки и в каждом крупном городе России.

Кроме того, начала формироваться уникальная мода на пивные этикетки. Яркие, броские, необычные. Часто они вторят креативным названиям напитков: «Кожедуб», «Меланхолия», «Лоботомия». А иногда, наоборот, работают на контрасте.

Самые известные крафтовые пивоварни России


Сегодня наиболее крупными и популярными ремесленными пивоварнями в России считаются:

1. AF Brew (г. Санкт-Петербург)

Компания была основана в 2012 году как противопоставление фабричному пиву: первые буквы названия взяты от слова AntiFactory, что можно перевести как «против заводского пива».

Первоначально пивоварня работала по контракту с другими марками, но уже в 2016 обзавелась собственными мощностями. Сейчас это одно их крупнейших частных производств в России. Всего оно выпустило около 80 авторских сортов. А также AF Brew участвовала во множестве коллабораций с другими крафт-пивоварами, как российскими, так и зарубежными.

2. Jaws Brewery (г. Заречный, г. Екатеринбург)

Пивоварня названа в честь огромных волн у берегов гавайского острова Мауи, которые под силу оседлать далеко не каждому серферу. Популярности мини-пивоварня добилась, когда в 2012 году сварила свой флагманский продукт — легендарный индийский пейл-эль «Атомная прачечная».

Для многих российских биргиков он стал первым продегустированным крафтовым сортом, вызвавшим волну резонанса среди любителей хорошего пива. Сейчас Jaws Brewery продолжает развиваться. Например, поставляет свою продукцию в брендовые пабы Jawsspot, открытые в крупных городах России.

3. Salden’s Brewery (г. Тула)

В 2012 году Денис Сальников основал в Туле производство всего на 300 литров. Сегодня же Salden’s — это целое пивное «семейство», включающее цеха, бары, франчайзинговую сеть и собственный ресторан.

Отличительная черта бренда — смелые эксперименты. Всего Денис разработал более 400 оригинальных сортов пива. Кстати, в отличие от многих других марок, Salden’s придерживается минимализма в дизайне этикеток.

4. «Бакунин» (г. Санкт-Петербург)

Созданная профессионалами в сфере пивоварения, эта компания в итоге разрослась, представив миру больше 225 собственных рецептов. Многие из них пользуются большой популярностью.

Фирма сотрудничает с разными брендами. Одно время она даже выпускала свою линию кроссовок совместно с AFOUR Custom Footwear. Главное, на чем фокусируется «Бакунин» — это качество и яркий вкус.

5. Plan B (г. Ярославль)

Эта компания развивалась по классическим канонам крафта. Когда-то ее основатели экспериментировали с домашним пивоварением. Позже друзья поняли, что готовы создавать свои напитки в промышленных масштабах. В 2013 году они арендовали цех и сразу сделали ставку на необычные сорта.

В отличие от многих других производств, которые сначала тренировались на классике, ребята не придерживались такого плана. Отсюда и название бренда — Plan B. Получилось больше, чем хорошо. У марки 120 уникальных вкусов, среди которых есть классические эли, кислые смузи и имперские стауты.

Фестивали биргиков в России


Кроме пабов и пивотек, крафтовое пиво можно попробовать на специальных фестивалях. Они регулярно проводятся почти во всех крупных городах России.

Например, в Санкт-Петербурге популярен ежегодный фестиваль Old Skull Fest, который проходит в концертном зале «Аврора». Посетителям выдают дегустационный бокал и ваучер на 5 покупок. Каждый посетитель может попробовать новые сорта от самых разных пивоварен со всей страны, завести полезные знакомства и пообщаться с единомышленниками.

Двухдневный «Крафтовый уик-энд» в Питере считается более разносторонним. Он собирает около полусотни не только отечественных, но и зарубежных пивоваров. А еще там предлагают продегустировать авторскую кухню от известных кафе и ресторанов, а также посетить мастер-классы и рок-концерты.

В Москве известен Big Craft Day, который проводился уже несколько раз. В 2019 году, например, ему удалось представить более 500 сортов пива.

Из региональных мероприятий выделяется Jaws Fest в г. Заречном Свердловской области. Его организовала пивоварня Jaws Brewery для популяризации крафтовой культуры в своем регионе.

В 2020 и в 2021 году такие фестивали были отменены из-за пандемии коронавируса. Стоит отметить, что они обычно придерживаются демократичных цен: билет стоит порядка одной тысячи рублей.

Будущее российского крафта


Ремесленные пивоварни все еще занимают незначительную долю пивного рынка в России: около 2%. Сказывается ощутимая разница в цене. Крафтовый напиток в среднем стоит в два-три раза дороже, чем привычный лагер. Но магазины не могут похвастаться таким разносторонним ассортиментом, как пивотеки. Хотя и в супермаркетах все чаще можно встретить некоторые интересные сорта: частные пивоварни продолжают развиваться и завоевывать сердца новых приверженцев.

В действительности мини-пивоварни не борются с гигантами отрасли, им это не под силу. Зато они меняют культуру потребления изнутри. Так, многие крупные заводы начали выпускать собственные линейки, приближенные к ремесленным. Их называют «крафти». Такая есть, например, у «Балтики».

Частные цеха склонны работать разово и лимитировано. Они выпускают необычный сорт пива, чтобы удивить публику и завлечь новых покупателей. Крупные же заводы нацелены на традиционность, среднее качество и массовые продажи.

Получается, что малые и большие производства взаимодействуют друг с другом на российском рынке на выгодных условиях. А биргики в этом процессе становятся дегустаторами и популяризаторами новых вкусов, и поддерживают производство аутентичных напитков, что стимулирует развитие индустрии как на точечном ремесленном, так и на глобальном уровне.

Загрузить еще