Гедонизм

Фильмы о войне: как в России снимают «эпическое» кино

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Какими были первые фильмы о войне, как снимали в СССР и почему все превратилось в «9 роту».

Продолжаем исследовать историю становления отечественного кинематографа. На этот раз постараемся отследить тенденции военных и исторических фильмов.

«Оборона Севастополя» (1911)

У нас любят снимать фильмы про Крым. Как сейчас, так и сто с лишним лет назад. В 1911 Василий Гончаров и Александр Ханжонков явили миру картину «Оборона Севастополя». Это первая русская полнометражная постановка. Лента примитивно показывает боевые действия и подготовку к ним, линейно повествует о войне между Российской империей и Турцией. В фильме ты увидишь сражения между сторонами,  переживания отечественных генералов, быт солдат во время баталий.

Отдельно стоит отметить актерский состав. Нет, тут не встретишь громких имен (их тогда особо и не было). Основная фишка фильма в том, что это игровая лента. Режиссеры не поскупились и пригласили на съемки массовку. Для начала 20 века «Оборона Севастополя» — прорывная картина. Масштабные по меркам эпохи битвы на воде и на суше, смешиваются с крупными планами Корнилова и Нахимова — адмиралов и главных героев. Эти виртуозные переходы снимал оператор Луи Форестье. Французский специалист работал в России в начале десятых годов прошлого века.

Также внимания достойны костюмы и грим. Даже сегодня герои фильма выглядят более натурально и органично, чем Александр Невский в «Форсаже да Винчи». На съемки «Обороны Севастополя» потратили 40 тысяч рублей — немалые деньги. До наших дней фильм дошел в урезанном состоянии, и ты можешь посмотреть его на Википедии. Сегодня он перешел в список картин общественного достояния.

Тренды: массовка, акцент на действиях армии и эмоциях главнокомандующих, масштабность.

«Броненосец «Потемкин» (1925)


Культовый фильм о бунте на корабле в Одессе. Его несколько раз выпускали в прокат в разное время и неоднократно признавали лучшим фильмом. Так, в 2010 году, согласно журналу Empire, лента заняла 3-е место в списке величайших кинотворений. Правда, в список не входили англоязычные работы.

Чем же так понравилась работа Сергея Эйзенштейна всему миру? Во-первых, бодрым сюжетом. Матросов «Потемкина» хотели накормить червивым мясом, из-за чего те подняли бунт. Однако это не школьная столовка, и сбить градус восставших профилактической беседой не вышло. В итоге было принято решение расстреливать недовольных. Об этом прознала вся Одесса, и волна ярости прокатилась уже среди населения. Режиссёр рассказывает о жестокости правительства и революционных взглядах общества. Финал картины знаком каждому закоренелому коммунисту: огромный корабль будто выплывает из экрана и ломает «четвертую сцену». Этот прием использовал отечественный режиссер за сотню лет до появления Дедпула (о других интересных приёмах кинематографа читай тут). Массовка картины обогнала предшественников по количеству, а главной декорацией выступал настоящий корабль. Его нашли в Одессе.

Лента о восстании приглянулась даже идейному противнику Советов — Геббельсу:

«Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто нетверд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком. Это ещё раз доказывает, что в шедевр может быть успешно заложена некая тенденция. Даже самые плохие идеи могут пропагандироваться художественными средствами».

Кстати, за все время прокатов «Потемкин» собрал 46 тысяч долларов. Порой деньги без всяких слов способны описать популярность и знаковость фильма для общества.

Тренды: массовка, масштабность сражений, пропаганда идей коммунизма.

«Тихий Дон» (1957)

«Тихий Дон» самое знаменитое произведение Михаила Шолохова. Ко всему прочему эта история — отличный сценарий для любой военной эпопеи. Лучшая экранизация романа принадлежит рукам Сергея Герасимова. Запоминающийся актерский состав и замечательная работа оператора привлекли 46 с лишним миллионов человек по всему СССР. Трехсерийный фильм до сих пор пересматривают твои бабушка с дедушкой. Она — из-за гарного хлопца Петра Глебова, он — из-за красавиц Зинаиды Кириенко и Элины Быстрицкой. Тогда были совершенно другие секс-символы.

Сюжет «Тихого Дона» идеально подходит для создания киноэпопеи. С помощью камеры сюжет раскрывается во всех красках. Ведь читатель наконец-то смог увидеть те битвы, которые воображал, сидя над произведением. Сражения в ленте Герасимова отлично показаны, так что в контексте фильма ты запомнишь не только любовную историю. За три серии зритель увидел жизнь целого поколения. Режиссер сжал основной сюжет до шести часов практически без потери качества. «Властелин колец» времен Советского Союза.

Конечно, спустя 32 года после выхода «Броненосца» у режиссеров появились новые технические средства. Новые приемы монтажа обеспечили возможность показывать битвы зрелищно. Естественно, появился и бюджет. Так что успех «Тихого Дона» обусловлен совокупностью факторов.

Тренды: обращение к сюжетам произведений, масштабность сражений, любовная линия, попытки применить спецэффекты.

«А зори здесь тихие» (1972)


После войны эпическое кино стало излюбленным у советской публики. Многократные экранизации произведений привлекали в залы все больше людей. Это прекрасно понимал Станислав Ростоцкий перед тем, как приступать к съемкам «А зори здесь тихие». Ведь повесть, опубликованная в журнале «Юность» в 1969 году, произвела фурор у советских читателей. Одно из самых популярных произведений о ВОВ.

Если ты феминистка, то фильм закатит тебе на ура. Где еще ты увидишь, как пять бравых зенитчиц сбивают самолеты и убивают нацистов? Правда, девушками руководит бравый комендант Федот Васков, но это неважно. У Ростоцкого появились еще более крутые спецэффекты. Взрывы, выстрелы и усовершенствованный монтаж сделали бои в фильме более-менее смотрибельными. Эти сцены разнообразили фильм, в котором Васков с женским отрядом выжидают нападения немецких солдат.

Картина стала напрямую ассоциироваться с Великой Отечественной. С момента выхода каждое 9 мая и 23 февраля твой дед смотрит один и тот же фильм, повторяя все фразы за Федотом.

Тренды: масштабность сражений, использование «спецэффектов», пропаганда патриотизма.

«9 рота» (2005)

К Бондарчуку можно относиться по-разному. «9 рота», которую не очень полюбили как в среде критиков, так и в народе, пожалуй, его лучший фильм. Основная претензия к Федору — искажение фактов войны в Афганистане. Безусловно, бои и прочие детали фильма сняты неплохо (грех было бы снять лажу с таким бюджетом), но попытка выдавить слезы у зрителя не увенчалась успехом. Сюжет стар как мир: зеленых юнцов с восхитительными кличками (Лютый, Чугун и так далее) отправляют в самое пекло мира. Здесь они один за другим погибают, хотя ожидали долгую и счастливую жизнь. Взрывы, схватки с душманами и бесконечные стрельбища выглядят неплохо. На все эти спецэффекты Бондарчук потратил 9,5 миллионов долларов, сцена с падением самолета обошлась режиссеру в 450 тысяч. К сожалению, фильм только этим и запомнился. Тиль Швайгер не смог сказать ничего, кроме:

«Это впечатляющий фильм, красивая съёмка и замечательные актеры».

Именно с этого фильма началось массовое производство картин о войнах разных лет. «9 рота» окупилась в прокате и стала 33-ей в списке самых кассовых лент за всю историю отечественного кинематографа. К сожалению для Бондарчука, творение не вошло в культ, и мало кто пересматривает его работу сегодня. Даже Первый канал не всегда удосуживается на 23 февраля запустить к праздничному столу фильм о душманах, гасящих простых пацанов.

Тренды: дорогие спецэффекты, драматичность, героизм.

Загрузить еще