Хмельные традиции: что пили на территории России несколько веков назад
Близятся новогодние праздники, а это значит, что на полках магазинов появится космическое количество шампанского. Но несколько веков назад на праздничных столах наших предков главными были совершенно другие алкогольные напитки.
Полугар
Водку называют сейчас главным русским алкогольным напитком, при этом забывая, что она появилась довольно поздно в нашей истории. До её возникновения главным крепким напитком был полугар. Главным он был не потому что его все ассоциировали с нашей культурой, как это сейчас происходит со «Столичной», а потому что он был настоящим эталоном. Полугаром называли хлебное вино, которое имело крепость 38%. А измеряли её просто — методом «отжига»: брали имеющуюся спиртосодержащую жидкость, наливали в специальный измерительный ковш, и если она выгорала в половину объёма, то напиток называли полугаром. Иногда этот ковш был серебряным (считалось, что он более надёжен при проведении измерений), тогда полученный полугар называли серебряным. Так об этом говорилось в указе Николая I:
«Вино полугарное должно быть узаконенной доброты, которая определяется таким образом, чтобы влитая в казенную заклейменную отжигательницу проба онаго при отжиге выгорела в половину».
Об этом напитке есть упоминания у Крылова и у Белинского. Но популярность полугара быстро улетучилась с появлением водки.
Лампопо
Название этого напитка по одной из версий появилось благодаря перестановке слогов в слове «пополам». Но, скорее всего, так трансформировалось название финского супа leipäkeitto, рецепт которого в XIX веке очутился в Петербурге, переработался и превратился в этот хмельной напиток. И он был культовым! Вокруг него даже образовался кружок любителей — лампопистов. Наверное, это можно сравнить с современной культурой крафта, потому что лампопо не только пили, но и экспериментировали над составом. Но обычно он изготавливался из кисло-сладкого хлеба, светлого пива, лимона и сахара. Однако культ быстро разрушился: его популярность угасла тогда, когда закончилось производство этого особого хлеба.
Берёзовица
Этот алкоголь наши предки пили ещё в первом тысячелетии, так что это один из первых русских хмельных напитков, упоминание о котором дошло до наших дней. Сложно сказать, как древние славяне додумались получать сок из берёзы, но получить его забродившую версию было гораздо проще: за счёт большого содержания сахара эта древесная жижа, оставленная без присмотра, достаточно быстро становилась алкоголесодержащей. Традиционно обычный сок называли берёзовицей, а именно перебродивший — пьяной берёзовицей.
Вино
У вина была достаточно сложная история на Руси, ведь большого количества виноградников и культуры виноделия у нас не было и доставлялся к нам этот напиток преимущественно из Византии и Ближнего Востока. Чаще всего вино использовалось для религиозных церемоний, так что можно сказать, что многовековое ритуальное использование этого вида алкоголя продолжилось и в нашей культуре. А гораздо позже вином стали называть любой дистиллированный хмельной напиток (тот же полугар). На основе хлебного вина делали другие веселящие произведения алкогольного искусства: ликёры, ароматные водки, ратафии (что-то типа ягодного ликёра). Вот что о вине говорилось в знаменитом Домострое:
«…А вино курити, самому ж неотступно бытии, или кто верен — и прям тому приказати, а у перепуска потому ж, и крепчяя беречи, да смечать по колку ис котла араки перво, и другой последу уточнять, а у перепуска потому ж смечать, колке ис котла укурит первого, и среднего, и последнего…»
Медовуха
По сути, медовуха в том виде, в котором мы можем её попробовать сейчас, возродилась в XIX веке — изготавливается она из мёда с добавлением дрожжей, хмеля и воды. А во времена более давние сам процесс выглядел иначе и был намного сложнее. Назывались такие напитки в то время питным мёдом («мёд, пиво пил» — вот это всё оттуда). Изготавливался он без добавления каких либо дополнительных ингредиентов — только мёд и сок ягод. Вся смесь подвергалась открытому брожению, потом многократно переливалась, закупоривалась в бочки, которые закапывали в землю на длительный срок, иногда на очень длительный — до 40 лет. Позднее для сокращения времени производства начали мёд вываривать — так уходило меньше сырья, а результатом можно было наслаждаться уже через 2-3 недели.
Ол
Пивоподобные алкожидкости в давние времена в нашей стране тоже существовали. Одним из таких был ол. Это был ячменный напиток с добавлением хмеля. В отличие от многих других, он не изготавливался путём обычного брожения, а, как и современное пиво, варился в специальных котлах. Важной его особенностью было то, что в его состав добавлялись травы, отчего иногда ол называли зельем. Часто в его состав добавляли полынь, которая не только придавала интересный запах, но и усиливала хмельные свойства древнерусского пива. Из-за непростого способа приготовления и особого вкуса ол считали благородным напитком.
Буза
Некоторые веселящие жидкости приходили в нашу культуру со временем. Так, например, произошло с тюркским слабоалкогольным напитком буза. Получался он путём естественного брожения различных злаков (в разных рецептах могли использоваться пшеница, просо, кукуруза и другие крупы). В нашей истории он не остался как один из классических видов алкоголя, зато помог возникнуть таким словам, как «бузить» и «бузотёр». Нетрудно догадаться, как от названия застольного пойла образовалось слово «бузить», связанное со скандалом.
Вишняк
А этот алкогольный напиток был крепче, чем лёгкая буза. Он приготавливался из вишни с добавлением мёда. Бочка на 3/4 заполнялось очищенной вишней, а оставшуюся часть заливали мёдом, после чего бочки закупоривали и оставляли содержимое бродить в течение нескольких месяцев, причём делали это преимущественно в осенне-зимний период при не очень высокой температуре, чтобы бочки просто не разорвало в процессе брожения. Полученный вишняк процеживали и разливали по бутылкам. В итоге получалось что-то похожее на хмельной мёд и вино, но от первого его отличало то, что основная доля напитка была вишнёвой, а от второго — не такой высокий градус, как в вине.
Сикера
Сикера или сикер — это общее название для любого вида алкоголя, кроме виноградного вина, используемое в Библии. Оттуда оно уже перекочевало и в наш язык, но больше, естественно, использовалось в церковной лексике. Однако некоторое время на Руси так называли отдельный напиток, что-то среднее между медовухой и квасом с крепким и насыщенным вкусом. Такое же имя носил рязанский бар-музей русских алкогольных напитков, но, к сожалению, в этом году он закрылся. Однако ты можешь посетить какое-нибудь другое заведение из нашей подборки необычных музеев России, ведь знания и впечатления ценнее любого средства, затуманивающего рассудок. Ведь чрезмерное употребление алкоголя вредит твоему здоровью, а посещение музея — нет.