Гедонизм

Культовые фильмы: почему «Зелёный слоник» популярнее картин Михалкова

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
От чего зависит, станет произведение культовым или нет. И что вообще такое культ?

Люди часто вешают ярлыки, не задумываясь о смысле. Особенно часто это происходит с творчеством. Если вобьёшь в Гугле «культовое кино», то поисковик выдаст «250 лучших фильмов в истории». Бездушная машина ошибается, ведь популярный/хороший — не синоним культовому. Учимся называть вещи своими именами.

Как формируется культ?


Культовое кино — понятие растяжимое, особенно в мире кинематографа. Но почему «Звёздные войны» относят к этому понятию, а условный «Аватар» — нет? Оба фильма о космосе и межпланетных сражениях, оба собрали кассу, оба стали прорывными. Кто вообще решил, что голубые ребята с хвостами хуже мужиков со светящимися палками?

Культ формирует зритель, и руку к тому, что фильмы Лукаса стали почитаемыми, приложил ты. И ещё миллионы поклонников, которые вселенную картины знают лучше, чем собственное семейное древо. Фанаты пересматривают все части по десять раз, косплеят персонажей на любой тематической вечеринке и даже возводят их в ранг сексуальных предпочтений. На порносайтах есть сотни роликов, где принцесса Лея занимается сексом с Ханом Соло. Можно найти даже оргии с Дартом Вейдером.

Популярный фильм не всегда культовый, при этом картина категории Б имеет шансы стать достоянием. В 2008 году журнал «Cineaste» опросил ряд киноведов, предложив им дать определение культового фильма. Некоторые из них противопоставили его мейнстримным лентам. Другие заявляли, что культовое кино также входит в систему мейнстрима и нацелено на аудиторию белых молодых людей. И те, и другие правы (за исключением момента расовой предрасположенности). Потому что популярный фильм имеет шансы выстроить вокруг себя подобие религии, называемое фэндомом. Упомянутые «Звёздные войны» — отличный пример.

Что же касается неизвестных картин, то определённый зрительский интерес способен сделать их почитаемыми. Например, в Нью-Йорке 70-х годов были популярны полуночные кинотеатры, где на протяжении нескольких лет могли показывать один и тот же фильм. Он мог быть редкостной гадостью, но на него все равно ходили. Это перерастало в традицию, как посещение церкви в воскресенье. Во многом люди, конечно, шли развлечься, но фоном неизменно были всё те же ленты. И зрители редко менялись.

Культовое кино также определяет его цитируемость. Что для тебя легче: вспомнить диалоги персонажей «Интерстеллара» или наизусть и с интонациями воспроизвести беседу Винсента Веги и Джулса Уиннфилда из «Криминального чтива»? Даже если ты не помнишь ни того, ни другого, то всё равно знаешь, что существуют люди, которые знают картины Тарантино наизусть. Видел ли ты хоть одного человека, который процитирует «Зелёную книгу»? А ведь картина получила «Оскар».

Культовые фильмы: от порно до признанных шедевров

Рассказывая о феномене культовых фильмов, глупо не упомянуть сами картины. Объектом почитания может стать всё что угодно: ужастик, короткометражка и даже порнофильм. Главное, чтобы вокруг сформировалась устойчивая культура фанатов.

Среди личностей в кинематографе тоже воссоздаётся культ. Например, Квентин Тарантино. На протяжении долгих лет он не изменяет своему выработанному стилю, что цепляет миллионы людей. Пожалуй, у режиссёра самая большая база поклонников среди всех представителей ремесла. Когда смотришь «Бешеных псов», ты знаешь, что впереди часы длинных диалогов, сцены жестоких убийств и изощрённый сюжет. Эти факторы заставляют тебя раз за разом включать фильмы Тарантино. Даже спорный «Однажды… в Голливуде» не разрушит то, что выстроил вокруг себя Квентин.

В порно в культ возвели «Глубокую глотку» Джерарда Дамиано. При упоминании этого фильма возбуждение у фанатов возникает не от эротического содержания (хотя и там есть на что посмотреть). Лента впервые показала неприкрытые сцены секса. Ко всему прочему это уникальная с сюжетной точки зрения картина. Часовое приключение девушки, которая никак не может удовлетворить себя. Неожиданно специалист обнаруживает у неё удивительную патологию: клитор в глотке. С этого момента она ищет идеального партнёра, который доведёт её до оргазма. Фильм настолько повлиял на аудиторию, что писатель Дуглас Адамс в «Автостопом по галактике» устроил игру слов, отсылая к знаменитому порно. Суперкомпьютер из книги назывался «Deep Thought» («Глубокая мысль», картина в оригинале именуется «Deep throat»). Сам Адамс сказал:

«Это название — достаточно очевидная шутка».

Кстати, на культовость «Глотки» повлияла её запретность. После того как в Нью-Йорке отменили все показы, картина стала распространяться по всей Америке. Однако недолго праздновали фанаты. Федеральный суд США открыл дело против Дамиано, и только связи спасли его от наказания.

В России есть свой культовый фильм — «Зелёный слоник». Он стал мемом, разлетелся на цитаты и объединил тысячи фанатов. Примечательно, что в прокат фильм никогда не выходил, но это не помешало ему стать популярнее многих картин Михалкова. А ведь короткометражка снималась чисто на энтузиазме актеров. Любовь за деньги не купишь.

Джедаизм и Гарри Поттер как враги православия


У культа вокруг фильмов не существует границ. Вернемся к тем же «Звёздным войнам», которые за 42 года собрали армию фанатов. Некоторые живут вселенной этого фильма. Так, в нулевых годах в Австралии при переписи населения 70 тысяч человек указали в графе «религия» — джедай. Сегодня это сформировавшееся движение, которое позиционирует себя конфессией, — джедаизм. В Великобритании течение более массовое, чем буддизм и иудаизм. 0,7% населения приписывают себя к новому мировоззрению. Пока что у джедаистов нет храмов и единой общины, но будь уверен, что дело не за горами. Уже разработан кодекс, по которому живут приверженцы:

Нет эмоций — есть покой.
Нет невежества — есть знание.
Нет страсти — есть безмятежность.
Нет хаоса — есть гармония.
Нет смерти — есть Сила.

Секты можно найти и вокруг волшебного мира Гарри Поттера. Фанаты серии книг Роулинг и фильмов по ним всегда дадут тебе об этом знать. Практически у любого, кто пересмотрел сказку раз 20, в доме есть волшебная палочка или шарф Гриффиндора. Российские церковники тем временем бьют тревогу, видимо, боятся конкуренции. Православное издание «Почаевский листок» пишет:

«Ребенку уже мало романов — теперь он хочет иметь волшебную атрибутику. Критик, побывавший на премьере фильма о Поттере, с удивлением осматривал сидящих вокруг детишек: все как один были наряжены в поттеровские мантии. Учиться им теперь интересно только одному — колдовству».

Культовое кино формируется только на интересе к нему зрителей. Не так важно, хорош фильм или плох. В нём должна быть изюминка, которая зацепит человека. Кто знает, может быть, твоя школьная короткометражка могла бы стать культовой и породила бы новый джедаизм.

Загрузить еще