Гедонизм

Мультпросвет: необычная российская анимация XXI века

Антон Подрезов Антон Подрезов
Что стало с российской анимацией после классической советской мультипликации.

Мы уже писали о российских телевизионных проектах, которые были успешно проданы в другие страны. Теперь пришло время рассказать о не совсем форматных произведениях в жанре анимации.

Наследие советского трэша

О славе советского мультпроизводства известно всем и каждому на территории нашей страны. Мультики про Карлсона и Винни-Пуха будут смотреть ещё многие поколения после нас. У мультипликаторов того времени были стиль и многогранность. Нельзя сказать, что все эти традиции потрачены, но и современная анимация далека от того уровня. Да, «Смешарики» и «Маша и Медведь» пользуются популярностью, но всё-таки это не то.

Но кроме традиционных мультфильмов были многие такие, которые вызовут ужас у ребёнка современного, — не все мультфильмы из «Весёлой карусели» одинаково безопасны для психики. Я вот до сих пор вспоминаю мультик про Джованни, который терял конечности на улицах города, и мне немного не по себе. Массовой шокирующей мультипликацией сейчас занимается разве что телеканал 2х2 с разной степенью успеха («Подозрительная сова», «Рассол и арахис» и пр.). Но между этими двумя этапами развития мультипликации были такие экземпляры, которые уж точно удивят любого зрителя.

Масяня

Поколение, жившее в начале нулевых, без каких-либо споров можно было бы назвать «поколением Масяни». Флэш-анимация была одним из всадников, на которых тогда въезжал в нашу жизнь интернет. Популярность этого мультфильма была обратно пропорциональна его качеству. Он был похож на первые эксперименты школьника с flash-плеером. Да и, по сути, это был первый мультимедийный проект в рунете, который обрёл такую популярность.

Фразы Масяни цитировались, можно было увидеть её и на футболках первых российских задротов и на рекламе модемов. Масяня стала символом российского интернета. Корявым, несуразным и писклявым символом, как и сам интернет того времени с его чарующими звуками подключения к глобальной сети.

Магазинчик БО!

Он недалеко ушёл по стилю от «Масяни», разве что люди стали чуть менее гротескными. Да и выпускала его та же студия «Мульт.ру» во главе с Олегом Куваевым. Что поделать, если в то время все стали экспериментировать с возможностями компьютерной анимации, получая на выходе такой флэш-трэш.

Но в отличие от «Масяни», который строился практически ни на чём, у этого мультсериала была своя какая-никакая концепция. Крутится она вокруг инопланетного зайца Бо, внезапно оказавшегося на территории Земли, и его летающей тарелки, в которой находятся различные вещи. Это были обычные земные предметы с нестандартными свойствами. Вот, к примеру, в первой серии заяц принёс КРАСНЫЙ ФОНАРИК, который тут же телепортирует одного из героев в Амстердам на улицу КРАСНЫХ ФОНАРЕЙ. Вот это юмор. Чувствуешь, как тучи сгущаются и на тебя начинает надвигаться каламбуря?

Петрович

Незаслуженно забытый символ эпохи! Если Масяня была символом интернета того времени, то Петрович — аллюзией на любого гражданина нового российского государства. Петрович был универсальным героем, которого помещали в более-менее стандартные ситуации, и его минутные серии начинались со слов «Однажды Петрович был в думе», «…был землекопом», «…перечитывал классика». А дальше зрителя через одну фразу знакомили с политической ситуацией в стране, идеями марксизма или со спецификой рейдерских захватов. Глубокое философско-политическое произведение.

О чём тут можно говорить, если серии Петровича показывали после аналитической программы «Однако» по ОРТ. Так что дети засыпали после мультика про Крота, а взрослые — после Петровича. Многие сейчас ругаются на выборы в нашей стране. А вот были бы такие же агитационные ролики, которые крутили в 2000 году с Петровичем, может, и ситуация изменилась бы к лучшему.

Ежи и Петруччо

Петрович был героем гражданского типа с лёгким налётом размышлений на злободневные темы. А в этом мультфильме были воплощены самые странные галлюцинации авторов или покадровая передача снов амфетаминового искателя приключений. И всё это с глубокой философией, понятной, может быть, лишь одному автору.

Изначально Ежи и Петруччо были персонами радиоэфира, которые в виде героев небольших аудиорассказов, приправленных необычной аранжировкой, звучали в эфире радио Ultra. Это был полный сюрреализм, который потом разросся до полноценной мультипликации. И теперь это были всё те же философские рассуждения на непонятные темы, но уже от вполне себе полноценных желтолицых Ежи и Петруччо с колготками на головах. Особый шарм этому сериалу придавало то, что сами герои ничего не говорили — за них это делал мрачный рассказчик.

Mr. Freeman

Сначала я думал, что этот персонаж был сделан в другой стране, а потом его просто грамотно переозвучили, — но нет, он наш. Хорошо, что я хотя бы сразу понял, что он не имеет никакого отношения к Гордону Фримену.

Сложно описать в паре абзацев, что из себя представляет этот Фримен и какую популярность он обрёл в России. Но событие определённо знаковое для российского интернета и анимации. Чёрно-белый герой, похожий то ли на Слендермена, то ли на Джека Скеллингтона, выдаёт короткие спичи на темы, разоблачающие общество или какие-то социальные веяния, не стесняясь в выражениях, часто переходя на крик. Он использует узнаваемые образы известных личностей и различные «пасхалки» (в том числе так называемый 25-й кадр).

Фримен добился большого признания и затих на достаточно длительный срок, пока в августе 2019 не заговорил снова на тему оскорблений. Отдельного упоминания заслуживает его ролик, посвящённый смерти Стивена Хокинга.

Три мелодии

Примечателен этот мультфильм тем, что он был снят в 2013 году режиссёром Гарри Бардиным. А он в своё время сделал многое для советской мультипликации. На его совести, например, мультфильм «Летучий корабль» и многие другие анимационные произведения, некоторые из которых были созданы буквально из подручных материалов. А «Три мелодии» — мультфильм пластилиновый, такие либо любят, либо ненавидят, потому что выглядят они специфично.

Этот мультфильм состоит из трёх частей (Элегия, Исход, Рондо), каждую из которых сопровождает определённая композиция. В сюжетах — рассказ о безразличной паре, исходе евреев из Египта (в виде кухонных принадлежностей) и рассказ о жизни человека. Наследие классической школы советского мультфильма, современная классика, которую встретишь сейчас нечасто.

Атомный лес

https://youtu.be/Q-3aGW2xSRE

А это уже пример современной анимации от студии 2х2. Действия мультсериала развиваются в мире, где люди всё-таки всё сломали и вызвали ядерный взрыв. Теперь на земле снова правят животные. Но несколько поколений спустя они пережили столько мутаций, что переняли многие привычки людей и стали полноценными социальными животными, — то есть то же самое, что сейчас представляем мы из себя, только более мохнатые. И мысль здесь более философская, чем можно подумать сначала: вот перед тобой животные со своими природными инстинктами, но мир вокруг полон следов пребывания человека, и мозг обитателей леса впитал уже наши принципы жизни. Достойный взгляд на самих себя со стороны.

Белоснежье

Фестивальная анимация, как и фестивальное кино, — это зрелище не для всех. Она либо сделана очень странным образом с использованием новаторских техник, либо несёт в себе нетрадиционные мысли и сюжеты. «Белоснежье», которое сделала студия «Союзмультфильм» (внезапно), показывает, что мы ещё очень даже умеем в философию.

Естественно, мультфильм выполнен в любимой пластилиновой технике. Представь: пластилиновый человек появляется в стерильно белой комнате, на полу которой он неизбежно оставляет грязные следы. А далее идёт философско-анимационное осмысление места человека в этом мире не без лёгкого твиста в конце.

Бруклинский бриз

Также один из необычных примеров фестивальной анимации. «Бруклинский бриз» — это мультипликационная валентинка городу Нью-Йорку от режиссёра Алексея Будовского. Здесь под джаз в исполнении оркестра Майкла Аренеллы мы видим старый Нью-Йорк, лишённый людей, но с танцующим городским ландшафтом. Представь себе пляшущие под блатняк «панельки» и шиномонтажки твоего города. Интригующе? А джазовые пляски Бруклина выглядят ещё эффектнее!

Загрузить еще