Гедонизм

Музыкальная подборка редакции: психоделик-рок родом не из США

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Как Кобейн просил воссоединиться группу из Бразилии и кто из представителей греческого психоделик-рока написал саундтрек для «‎Бегущего по лезвию».

Если сейчас ты не можешь насладиться теплом и свободой весенних пейзажей, то создай Вудсток прямо у себя в комнате. Наша музыкальная подборка познакомит тебя с забытыми и несправедливо незамеченными коллективами психоделики. Доставай гладильную доску и представь, что это твой серф, распластайся на полу и вообрази, что лежишь посреди огромного поля, — время окунуться в поток своего сознания под гитарные рифы драйва и фантазий.

Steppenwolf — канадские последователи Германа Гессе

Музыка канадской группы Steppenwolf создана для того, чтобы осознать, что ты рожден быть диким и свободным, как ветер. В 60-х и 70-х годах песни ребят из Торонто играли в каждой машине, стремящейся к пляжам и фестивалям. Их мотивы сочетают в себе блюз-рок, психоделику и хеви-метал. Кстати, последний термин стал популярным в широких кругах как раз из-за влияния на массовую культуру Steppenwolf.

Первое время группа существовала под названием The Sparrow, но после переезда в Лос-Анджелес имя было изменено на известное всему миру. Новое название было позаимствовано у немецкого писателя Германа Гессе, который в 1927 году написал роман «Степной волк» (Steppenwolf), ставший культовым в мировой литературе. На момент переименования фронтмен группы Джон Кэй еще не читал произведение Гессе, но он посчитал, что звучное и энергичное название отлично подойдет для его нового детища. Кэй не ошибся: жирные гитарные рифы, ритмика и тексты песен как нельзя лучше подходят для описания душевного состояния при прослушивании песен музыкантов.

За все время существования Steppenwolf записали 14 альбомов, с треками из которых до сих пор выступают на фестивалях. Неудивительно, что в кругах любителей психоделики (под это понятие попадает не только музыка) до сих пор популярны песни группы. Некоторые особо фанатично относятся к творчеству коллектива:

«Мой папа просил, чтобы эта песня была сыграна на его похоронах. Люди трясли головой — ему бы это понравилось».

Aphrodite’s Child — свобода на берегах Средиземного моря

В 60-х и 70-х дух свободы витал не только над Америкой — солнечная и морская Греция также наслаждалась мотивами местных психоделик-рок-групп. Творчество Aphrodite’s Child с самого начала существования коллектива покорило сердца европейской молодежи, а после добралось и до США. Свободолюбивые мотивы и очевидное влияние западной музыки чувствовалось в песнях Aphrodite’s Child, что не нравилось новому местному правительству. Из-за этого ребятам нужно было уехать из страны — продолжили они карьеру во Франции.

Творчество группы очень разнообразно из-за того, что все трое участников коллектива тяготели к разным направлениям музыки. Так, например, Демис Руссос считал, что необходимо использовать акустические инструменты, отдав предпочтение греческой народной музыке. Его вкусы выражались даже в его внешнем виде: национальные костюмы, огромный крест на груди и образ монаха, сбежавшего от братии поближе к цивилизации. Другие участники коллектива, Лукас Сидерас и Вангелис Папатанасиу, считали, что нужно использовать синтезаторы и приблизиться к камерному формату.

В итоге все обернулось экспериментами — от музыки в духе драйвовых Steppenwolf до меланхоличных мотивов некоторых альбомов Jefferson Airplane. При этом греки сохранили свою самобытность, а неподражаемый голос и образ Руссоса сделал их коллективом, который мало с кем спутаешь. Кстати, о том, что музыканты были действительно талантливыми, говорит факт того, что после распада группы они не перестали творить. Тот же Папатанасиу записал саундтрек к «Бегущему по лезвию» Ридли Скотта, а Руссос выпустил в общей сложности 42 альбома, играя на гитаре, органе, трубе и контрабасе. «Дитя Афродиты» оставили неизгладимый след в жизни массовой культуры, вот как о них отзываются люди:

«Одна из величайших и самых влиятельных в истории музыки. Альбом «666» вдохновил многих великих артистов, таких как Led Zeppelin, и должен считаться шедевром прогрессивного рока. Покойся с миром, Великий Демис!»

Gong — артистизм, поэзия и эксперименты

За психоделик-рок во Франции отвечает группа Gong, образованная в 1967 году и играющая до сих пор. В их звучании заметно влияние джаза и психоделик-рока, музыка экспрессивна и разнообразна из-за огромного количества инструментов. Коллектив собрал самых экстраординарных флейтистов, гитаристов, саксофонистов и ударников страны. Из-за этого иногда кажется, что на сцене собрался оркестр, а не рок-группа.

Отдельного внимания в творчестве Gong занимает текстовая составляющая. Ими занималась поэтесса Джилли Смит, невероятно талантливая женщина. До сих пор считается, что песни Gong — один из лучших образцов стихосложения в рок-музыке.

Помимо звучания и текстов, группа выделялась и шоу-программой. Вокалисты Джилли Смит и Дэвид Аллен заряжали со сцены невероятной энергией, а Смит нередко появлялась на концертах в образах матери, ведьмы, старухи и проститутки. Атмосферой творчества была окутана каждая деталь деятельности коллектива, благодаря чему они запомнились как одно из самых ярких явлений в мире психоделики в Европе. Фанаты до сих пор с теплотой вспоминают старый Gong с еще живой Смит:

«Спасибо Gong за то, что он провели меня через трудные времена, я помню такие важные вещи, как счастье и улыбка».

Os Mutantes — гонимые бразильцы

Бразилия ассоциируется у каждого из нас с карнавалами и песнями в духе «Nosa Nosa». Но в стране были ребята гораздо талантливее, например, Os Mutantes — психоделик-рок-группа из Сан-Паулу. Они были тесно связаны с движением Tropicália — диссидентским музыкальным движением времен бразильской диктатуры в конце 1960-х годов. Тогда власти жестко старались «душить» подобные свободолюбивые течения.

«Мутанты» не сразу полюбились публике: их эпатажный внешний вид, музыка с элементами западного влияния, уход от консервативных бразильских ценностей многих отторгали. Из-за преследований состав группы нередко менялся, пиковые года психоделик-рока прошли для коллектива непросто. В итоге им пришлось распустить состав в 1978 году. Звуки контрабаса вперемешку с национальным струнным инструментом ситар, клавишными и перкуссиями исчезли из Бразилии. Даже призывы к воссоединению «Мутантов» от Курта Кобейна в 1993 году не спасли ситуацию. Но группа из Сан-Паулу оказала сильное влияние на массовую культуру, и общество все же дождалось воссоединения коллектива в 2006 году. Музыканты по сей день продолжают радовать людей со всего света бодрыми мотивами:

«Рита Ли, наша мама бразильского рока! Слишком красиво и талантливо!»

Загрузить еще