Гедонизм

От трещетки до биониклов: как менялись детские игрушки

Джон Доу Джон Доу
Давай подробнее разберем, с чем там играли в Древнем Египте, средневековой Европе и в старом добром СССР.

Детским игрушкам уже не одна тысяча лет, и если ты думаешь что в каком-нибудь Средневековье играли, условно, с грязью и палками, то ты ошибаешься. Те игрушки, с которыми ты аутировал в детстве, скорее всего, были изобретены ещё тысячелетия назад, и сейчас просто усовершенствованы, чтобы как можно сильнее заинтересовать не умеющих сидеть на месте детей. Давай подробнее разберём, с чем там играли в Древнем Египте, средневековой Европе и в старом добром СССР.

Спонсором этой статьи выступила компания Arckit, выпускающая системы архитектурного моделирования в свободной форме, или, по простому, конструкторы для архитекторов.

На уровне копролитов мамонта


В те времена когда цивилизации только зарождались, родители вырезали для своих детей игрушки из чего попало и, как правило, делали их похожими на животных. Так, к примеру, на раскопках древней Индийской цивилизации, существовавшей примерно в период с 3000 по 1500 года до нашей эры, находили игрушки в виде птиц и обезьян, которые, кстати, даже могли сползать по верёвке. Делали такие игрушки из камней, дерева, а потом и из керамики, когда люди научились обжигать глину.

Видел же кукол с двигающимися конечностями? Так вот, они были в Древнем Египте, и у них имелись даже съёмные парики. В Древней Греции, а затем и в Древнем Риме, были примерно похожие игрушки. А ещё в то время римские дети были более суровыми, и с раннего возраста бегали с деревянными гладиусами (аналог меча, с которым легионеры покорили весь мир), луком, стрелами и другим оружием. Рассечь своему другу голову деревянным мечом (не насмерть, разумеется), было вполне обыденным делом. Ну а девочки, достигшие совершеннолетия (а это 12 лет), сдавали своих кукол в храм, чтобы они были принесены в жертву богам. Да, тогда считалось что взрослому точно не нужны игрушки, и вообще, в 12 лет пора рожать для своего мужа-патриция, а не в куклы играть.

Кстати, в те же древние времена был ещё один вид игрушек — живые. Сейчас производители пытаются сделать игрушки как можно более реалистичными, вроде робопсов, а тогда в качестве живой игрушки выступали рабы. Конечно, речь только о знати, но любой выбившийся в люди гражданин  или ушедший в отставку легионер с оравой детей мог позволить себе парочку рабов. А их отпрыски уже могли издеваться над ними как душе угодно. В рамках разумного, хоть тогда рабы и считались вещью, но весьма ценной (что-то около 500 динариев).

На Руси в те времена было особо не до игр, так как Великое переселение народов с его пополнением культуры Европы ещё не произошло, а имеющиеся на территории современной России племена лишь недавно слезли с берёзы и делали примитивные игрушки вроде свистков и кукол из дерева.

Средневековье


«Тяжёлое детство, деревянные игрушки, прибитые к потолку» — это как раз про Средневековье, но не во всём. Начнём с того, что самыми популярными в то время игрушками были лошади. Это и фигурки лошадей, и огромные конские головы с шестом, который пропускался между ног и таким образом юный рыцарь прыгал по округе со своими друзьями, устраивая дуэли на деревянных мечах и копьях.

Так как технологии не стояли на месте, появились и более интересные игрушки, например, каталки — платформы на колёсиках, которые возили за верёвку. Примерно в это же время появляются и санки, полозья которых были сделаны из костей животных. А ещё в Средневековье появилась игра, похожая на боулинг, где в качестве кегель также использовались кости животных. В общем, хардкор.

Ну и про девушек забывать не стоит. Если парни ломали друг другу кости деревянными мечами и с весёлым гоготом скакали на палке с лошадиной головой, то девочки предпочитали играть, сюрприз, в куклы. Увы, но средневековых кукол сохранилось мало, так как они делались из дерева, ткани, редко из хрупкого фарфора. У богатых же было всё куда лучше, и примерно в 15-16 веках у кукол появилась сменная одежда. Так что Барби и Кен — просто продолжатели этой древней традиции. В те времена в качестве фалометрии дети осваивали новую дисциплину — у кого больше кукольный домик. Они были довольно реалистичными, только в миниатюрном масштабе. То же самое касается и одежды кукол. Теперь они стали делаться по образу настоящих нарядов. Они были настолько реальными, что королева Испании в 1453 году заказала себе одежду из Парижа, которую увидела на модных в то время куклах.

Русь, кстати, не отставала от цивилизованной Европы, и дети того времени бегали практически с тем же арсеналом: кони, мечи, топоры, свистульки, трещётки и другие деревянные и глиняные игрушки. Были и экземпляры с более сложным устройством. К примеру, известные на руси «потешки». Самые популярные из них – так называемые «наковальни»: бревно, на обоих концах которого сидят деревянные фигурки, как правило, кузнеца и медведя. Перемещая основу игрушки, можно было заставлять стучать по наковальне поочерёдно кузнеца или медведя. Увы, время их не пощадило, и большая их часть бесследно исчезла.

Объединяло игрушки европейских детей того времени одно общее качество — аскетизм и функциональность. Игрушки давали детям не для того чтобы те подурачились, а чтобы научились чему-то полезному, например, рубить врагов на поле боя или одеваться красиво чтобы заинтересовать богатого мужика и выгодно выскочить замуж.

Ближе к современности


В эпоху Просвещения дети, наконец-то, стали восприниматься именно как дети, а не как маленькие взрослые, что повсеместно было распространено в Средневековье. Тут уже появились первые головоломки. Например, в 1767 году Джон Спилсбери изобрёл такую для того чтобы помочь детям изучать географию. Игрушки в виде лошадей ещё были распространены, но больше в рядах аристократии.

Примерно в эту же эпоху появились и мыльные пузыри, воздушные змеи, да и настольные игры. Да, если ты не знал, первая настолка появилась ещё в середине XVIII века, и называлась «Путешествие по Европе». В ней надо было бросать кубик и двигать фигурку по карте. ДнД и Ваха — просто последователи этой игры.

Ближе к новому времени, лошади, мечи и куклы никуда не делись, но, вместе с тем, появилось больше пазлов и настольных книг. Промышленная революция привела к тому, что даже не особо обеспеченные люди того времени могли позволить себе примитивную куклу.

А ещё ближе к 19 веку начали распространяться первые игрушки со «спецэффектами». Калейдоскопы, волшебные фонари и другие штуки были для тех детей того времени чем-то вроде VR. Ну а где-то с середины 19 века у богатых детей появились игрушечные поезда, которые могли ездить по миниатюрной железной дороге.

XX век и наше время


Рационализм во всей красе. Использовалась вся мощь современных технологий для того чтобы у детей были лучшие игрушки. Миниатюрные автомобили с открывающимися дверцами, куклы, которые могли говорить «мама», когда их опускали вниз головой, и даже радиоуправляемые машинки, самолёты, корабли и вертолёты, которые советские пионеры мастерили на кружках ещё в 50-х годах. Особенно популярны были конструкторы, которые развивали мелкую моторику, логику и фантазию. Миллионы детей были увлечены сначала железным конструктором, детали которого соединялись между собой болтами и гайками, а потом, с появлением пластмассы, и пластиковым, вроде Лего.

А после ты уже знаешь: Лего, игрушки-трансформеры, которые превращались из Бамблби в Chevrolet Camaro, куклы, которые реагируют на голос и отвечают на вопросы или делают то что скажет их владелец, миниатюрные робопсы и человекоподобные роботы, автоматы, стреляющие липучками или пульками и многое другое. Дети древнего мира, увидев хотя бы одну из перечисленных игрушек, отдали бы всё за то чтобы поиграть с ней хотя бы один день. Так что радуйся что твоё детство прошло в песочнице с машинкой или с роботом, а не как у Средневековых детей, когда можно было выбирать, получить по заднице мечом или лошадиной головой.

Компания Arckit выпускает наборы масштабных моделей как для детей, так и для взрослых. И если раньше Лего или любой другой конструктор казался верхом реализма, то после знакомства с моделями от Arckit понимаешь, насколько они простые. К примеру, архитектурный набор  Mini Modern Colours 2.0, который состоит из 105 частей. Такой конструктор позволяет построить миниатюрный дом, при этом изучая различные возможности дизайна. Кстати о дизайне: в большинстве конструкторов его невозможно изменить, тогда как Arckit можно предать любой вид с помощью реалистичных текстур поверхностей и шаблонов материалов реальных строительных компаний. С помощью этих текстур можно сделать даже из простейшего конструктора Arckit пособие для изучения архитектуры и дизайна. И это бесплатно.

В ассортименте компании можно найти наборы для детей от 4 до 10 лет, от 10 до 14 лет, а также для архитекторов и любителей и профессиональные наборы, которые состоят из более чем 400 деталей и позволяют проектировать реалистичные здания в масштабе. На сайте есть интерактивные видео и инструкции по сборке, которые помогут собрать этот непростой, но интересный конструктор.

Подробнее о конструкторе Arckit

Загрузить еще