Гедонизм

Саундтреки к аниме и школьницы-металлистки: что такое J-rock

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Девушки в доспехах, андрогинные парни и эксперименты с музыкой. Все, что нужно знать про J-rock.

Принято считать, что в Японии живут самураи и офисные планктоны, проводящие одинокие вечера за просмотром аниме и поеданием суши. Но сегодня мы докажем, что «страна восходящего Солнца» полна сюрпризов. Например, благодаря местной рок-музыке.

J-rock: как рок-музыка ассимилировалась в Японии


Подъем японской сцены произошел в начале 80-х годов, когда свою деятельность начал один из самых успешных коллективов страны: X Japan — пионеры жанра. Впитав элементы американского рока, музыканты модернизировали их под местную публику. Группы этой эпохи подняли спрос на J-rock настолько, что фестивали 90-х собирали по 200 тысяч человек. Это неудивительно, ведь японские рок-концерты — экспериментальное шоу с элементами глэма, пережившего метаморфозы. Музыканты часто используют женские или унисекс-образы — это часть visual kei.

У японцев культура рок-музыки развита, группы этой страны завоевывают не только местную аудиторию, но и пользуются популярностью за рубежом. Наибольший интерес к J-rock проявляют в России, США, Канаде, Австралии и Европе. Популярность к гитарным рифам из Азии пришла как раз благодаря аниме, где песни именитых рок-бэндов использовались в качестве саундтреков. Любители японской культуры оценили звучание треков, и вскоре те заняли свою нишу в наших плейлистах.

Звучание местного рока отличается от западного, потому что привычные уху инструменты часто разбавляются традиционными. Причем процесс фольклоризации происходит постепенно, группы в течение творческого развития экспериментировали, внедряя больше элементов собственной культуры. Прослушивая J-rock, нередко можно услышать кото, вадайко и другие необычные инструменты.

За долгую историю своего существования J-rock породил множество поджанров, которые аналогичны западным. J-punk, J-ska, J-metal обязаны своим существованием именно классическому японскому року. И да, нетрудно заметить: японцы, чтобы выделить свое творчество, просто добавляют приписку «J». Сейчас каждый подвид развивается своим путем, имеет собственную аудиторию и отличается по звучанию от своих собратьев. Хотя музыканты нередко экспериментируют, сочетая в одной композиции сразу несколько форматов. В целом местная сцена развивалась примерно так же, как и западная. Примечательно, что первопроходцы J-rock со временем уходили в балладное звучание, дав неплохой толчок для современных групп.

Wagakki Band — японский фолк, отражающий разнообразие страны

Wagakki Band — на сегодняшний день одна из самых популярных японских рок-групп. Ребята с 2013 года органично смешивают народный фолк и западные рок-мотивы. Используя сякухати (аналог флейты), кото (струнный инструмент), вадайко (местный барабан) и сямисэн (струнный инструмент) они пишут энергичную музыку, пробуждающую твою воинствующую сущность. Сценический образ группы, как и их треки, тоже созданы на стыке культур: во время концертов артисты сочетают традиционные костюмы с образами с обложек гламурных журналов. На сцене одновременно могут быть японская школьница, гейша, персонаж из аниме и бюджетная копия ударника из американской группы Slayer.

Wagakki Band быстро добились популярности. Появившись на свет в 2013, коллектив уже через два года выступал в Лос-Анджелесе. Успех Wagakki принесли песни «Tengaku» и «Senbonzakura». Клип на последнюю принес группе 122 миллиона просмотров на сегодняшний день. Популярность ребят растет, они дают ежегодные новогодние выступления и колесят по миру с турами, показывая аудитории культуру Японии. Вот как о творчестве отзываются меломаны в комментариях на YouTube:

«Слушаю эту музыку во время пандемии, сейчас бегаю как Наруто».

The Gazette — ностальгия по нулевым

The Gazette — более привычная западному слушателю группа. Коллектив не использует при записи народные инструменты, а тексты по большей части написаны на английском. На лайвах с концертов ты не увидишь кимоно и всего того, что определяет японскую культуру, — только рваные джинсы, длинные волосы, черную одежду и тонны косметики на всех участниках (тот самый visual kei). Этим The Gazette напоминает большинство американских групп начала нулевых. Впрочем, группа появилась на свет в 2002-ом — времени, когда все эти атрибуты были популярны.

Звучание коллектива — полное отражение того, как он выглядит. Бодрые мотивы J-pop с энергичными припевами с использованием скрима. В общем, все то, что заставляет котел с эмоциями кипеть от переизбытка чувств. Сочетание поп-музыки с экстремальным вокалом помогло группе выделиться на фоне других в Японии. The Gazette не стали изменять своему бунтарскому подростковому стилю и не пошли по стопам тех, кто экспериментирует с творчеством. Зато любовь старых фанатов группа не потеряла:

«Эта группа так много значит для меня, что это сюрреалистично. Плачу, как ребенок.».

SID — творчество как саундтрек к аниме

SID — еще одна группа того же временного отрезка, что и The Gazette. Появившись в 2003 году, коллектив сразу же стал популярен. Основную роль в успехе сыграл выгодный контракт с Sony Records. Песни SID использовались в качестве опенинга к аниме «Темный дворецкий» и нескольких других. Удачное сотрудничество, узнаваемый стиль и спрос на J-rock в Японии сделали группу флагманом сцены на несколько лет вперед.

Участники коллектива не стали модернизировать американскую музыку своим видением, звучание осталось зарубежным. Единственный элемент местной культуры — язык текстов: SID отказались от английского, в отличие от The Gazette. Возможно, это сделало ребят более популярными в стране. Внешне коллектив старается придерживаться принципов visual kei, сохраняя андрогинность образов. Ставка на популярные тенденции не была ошибкой: даже спустя 17 лет SID остаются любимыми, а их клипы набирают миллионы просмотров. Вот как сами фанаты отзываются о творчестве группы:

«4 года спустя я, на самом деле, все еще люблю эту песню. Мой папа до сих пор влюблен в «Темного дворецкого», и мы все еще хотим, чтобы они выпустили еще один фильм или что-то в этом роде».

BABYMETAL — kawaii-метал из Токио

Токийская группа BABYMETAL была основана в 2010 году, и за 10 лет своего существования она добилась грандиозных успехов: зарубежные концерты, армия фанатов по всему миру и миллионы просмотров на YouTube. Проект полюбился слушателям за нежные голоса вокалисток Моа Кикучи и Сузуки Накамото. Девушки в качестве сценического образа часто используют воинственные наряды, что идет в противоречие с их внешностью. Двойной диссонанс наступает, когда они начинают петь на фоне тяжелых гитарных рифов. Впрочем, название группы говорит само за себя.

Звучание BABYMETAL трудно определить под какую-то категорию. Временами тебе может казаться, что играет нечто очень жесткое, но чуть позже твое мнение изменится и ты скажешь, что это самое милое, что тебе доводилось слышать. Совместив, казалось бы, несовместимое, коллектив заработал бешеную популярность в Японии и за ее пределами. Британское издание «The Guardian» окрестило творчество BABYMETAL следующими словами:

«Эта японская поп-музыка, должно быть, создана неким злобным макиавеллианским гением, который почти наверняка внезапно обнаружил: «Эврика!» — посреди ночи и понял, что японская аудитория несомненно, непременно примет такое, казалось бы, неуместное смешение передовых музыкальных идей».

Загрузить еще