Гедонизм

Злой Путин, веганский смайл и расизм: как эмодзи изменили общение между людьми

Роман Федоров Роман Федоров
Форма общения, которую используют миллионы людей по всему миру ежедневно, была придумана человеком за каких-то 10 минут. Royal Cheese — все об эмодзи.

«Сначала было слово…», а потом появились эмодзи. Royal Cheese постарается разобраться в сути смайлов, а заодно вкратце расскажет тебе про историю графических сообщений, приведет статистику любимых эмодзи россиян, вспомнит самые забавные случаи недопонимания и расскажет о плюсах и минусах этого феноменального попкультурного явления.

🕘 рождения — 11:44


Время рождения первого смайлика известно с точностью до минуты. Случилось это 19 сентября 1982 года в 11:44 утра, тогда Скотт Фалман, профессор университета Карнеги-Меллон в Питтсбурге, отправил коллегам электронку, где предложил разбавить общение с помощью смайликов (эмотиконов). Для этого он решил использовать смайл «:-)» в качестве обозначения шуточного настроения и «:-(» для изображения грусти. На момент написания Фалман задумывал это как шутку: он и не подозревал, что спустя 38 лет после открытия эмодзи начнут использовать миллиарды людей по всему миру. Позже он признается, что на «изобретение» ушло 10 минут его жизни.

Смайлы быстро распространились по всему миру из-за универсальности: где бы ты ни был и на каком языке ни говорил, ты всегда сможешь распознать улыбающийся смайл. Скотт Фалман признался, что в оригинальном смайле ему нравится его значение: это только улыбка, а не мужчина или женщина с белым, желтым или черным цветом кожи.

Но настоящие эмодзи — в том смысле, в каком они знакомы нам сейчас, — были созданы японским дизайнером Сигэтакой Курита. В 1999 году он разработает набор из 176 смайликов, которые в конечном счете заложат тенденцию к использованию эмоциональных пиктограмм для общения. С японского слово emoji переводится так: e — изображение, mo — писать, ji — персонаж. 

❤️ эмодзи россиян


Спустя несколько десятилетий после своего рождения эмодзи полностью захватили мир. При этом в каждой стране свои фавориты среди смайликов, например, в России за последние 3 года самыми популярными стали следующие эмотиконы:

  1. 🔥 — использован 3 миллиона раз за весну 2019.
  2. ❤️ — использован 2,8 миллиона раз.
  3. 😂 — использован 1,9 миллиона раз.

Женщины чаще используют красное сердце ❤️, огонь 🔥 и зеленую галочку ✅. Мужчины же любят их в таком порядке: огонь 🔥, зеленая галочка ✅ и смайлик, смеющийся до слез 😂. Судя по всему, мы чаще реагируем на что-нибудь красивое или остренькое, столь же часто проявляем любовь и симпатию и отзываемся на что-то смешное.

Если же брать последние данные, то количество использований значительно увеличилось, а на первые планы повыходили ранее не используемые эмодзи. К апрелю 2020 года топ-10 был таким:

  1. ❤️ — использован 11 миллионов раз.
  2. 👍 — 7,1 млн раз.
  3. 🔥 — 6,9 млн раз.
  4. 😂 — 6,6 млн раз.
  5. 😍 — 6,3 млн раз.
  6. ✅ — 4,8 млн раз.
  7. 🤣 — 4,4 млн раз.
  8. 🙏 — 3,7 млн раз.
  9. ❗ — 3,3 млн раз.
  10. ➖ — 2,7 млн раз.

На фоне коронавируса окрепли бактерии 🦠 — 223,6 тысяч раз в апреле 2020-го (в 2019 — 8,3 тыс), лицо в маске 😷 — 396 тысяч раз (в 2019 — 23,4 тыс.), туалетная бумага 🧻 — 4,2 тысячи раз (в 2019 — 600 раз) и фэйспалм 🤦‍♀️ — 298,7 тысяч раз против 82,4 тысяч в прошлом году. Как ты думаешь, с чем была связана популярность эмодзи «рукалицо» в апреле этого года?

➕ и ➖ эмодзи


Мало кто станет спорить, что эмодзи сегодня помогают нам общаться быстрее и понятнее, ведь зачастую длинные предложения о наших эмоциях гораздо удобнее выразить лаконичным смайликом. Тем более, что эмодзи вызывают в нашем мозгу активность, схожую с той, когда мы видим настоящие человеческие лица.

Однако до сих пор люди путаются в интерпретациях значений эмодзи. Сколько раз ты принимал 😘 за попытку пикапа? А ведь некоторые люди привыкли прощаться этим смайлом. Неоднозначность некоторых эмодзи может привести к нежелательным недоразумениям.

В реальной же жизни верному пониманию способствуют интонации голоса, громкость, ударения и язык тела. Иными словами, куча всего, чего нет в эмодзи и что составляет важную часть общения. Помимо этого, управление голосом и передача эмоций имеют меньшее значение в текстовых сообщениях. Например, сарказм. В большинстве случаев (в тексте) он будет воспринят буквально и приведет к непредсказуемым последствиям. При этом сегодня сарказм можно попытаться передать с помощью сопроводительных гифок или мемов.

Вместе с тем потенциал эмодзи очень велик. Дело в том, что для понимания смайла 🙂 не нужно знать какие-нибудь особые языки. Везде в мире улыбаются одинаково. Эмодзи — отличный способ понимать друг друга. Ученые доказали, что посредством эмодзи увеличивается смысловая нагрузка сообщений и их «интенсивность».

Тем не менее увеличение количества смысла никак не гарантирует, что сообщение будет понято верно. В качестве подтверждения мы поискали наиболее интересные случаи, связанные с эмодзи.

🤔 Забавные случаи с эмодзи

  1. В 2015 году Джули Бишоп, бывшая глава МИД Австралии, в общении с Buzzfeed охарактеризовала отношение к Путину следующим смайлом: 😡. Тогда в обществе стали строить догадки, что Джули имела в виду: либо Путин злой краснолицый человек, либо она просто злится на него.
  2. В 2016 году Arzamas придумал вставлять смайлы вместо слов в стихотворения: «Мороз и 🌞; день чудесный! Еще ты 🚜, друг прелестный». Происходило это в рамках проекта Emoji Poetry, который позиционировал себя как «лучший способ выучить Пушкина и Мандельштама».
  3. В 2017 году Google выпустила эмодзи бургера 🍔, где сыр располагался под мясной котлетой, хотя обычно его кладут сверху. Это породило кучу мемов и в последующих обновлениях сыр был на своем месте. Помимо этого, годом позже Google уберет из эмодзи-салата 🥗 яйца в ответ на мировые тенденции веганства.
  4. В 2018 году компания Apple выпустила эмодзи с изображениями еды. Среди многих была выпечка еврейской кухни «бейгл», которая, по мнению пользователей, выглядела «неаппетитно». Вот этот эмодзи: 🥯. После жалоб на него добавили привычный сыр.
  5. Эмодзи 👌 в 2019 году признали расистским. Он попал в запрещенный реестр, действующий на территории Израиля. Причиной послужило активное использование жеста «окей» со стороны праворадикальных активистов.

🤩 Попкультурное влияние эмодзи


С каждым днем смайлы становятся все более популярными. Их используют миллионы людей по всему миру: от простых пользователей до мировых лидеров. Они есть в рекламе, про них делают мультики и снимают фильмы. Более того, ты уже убедился, что они участвуют в обсуждении социальных вопросов и прямо задействованы в защите интересов групп: вспомни черные, белые, желтые и веганские эмодзи.

Активно вовлечены в популяризацию эмодзи бренды. К примеру, шведская IKEA недавно создала набор смайлов для представления своей мебельной продукции. В рекламном ролике поясняется: «Устраняем непонимание в вашем общении», — по всей видимости, бренд ссылается на возможность покупки не той вещи.

Мы также замечаем, как в процесс коммуникации с помощью эмодзи становится более втянутым старшее поколение. Уже не редкость видеть бабушку, которая в ответ на сообщения внука присылает одобрительные пальцы вверх 👍, или отца, который на рассказы о достижениях сына шлет поднятый вверх кулак в знак поддержки ✊. Мамы же своих детей тоннами забрасывают сердечками ❤️ и поцелуйчиками 😘. Это необратимый процесс, который, как нам кажется, поспособствует наведению мостов между поколениями.

Загрузить еще