Мнения

Как однообразие мира веками превращало людей в пессимистов

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Есть ли зависимость у позитивного мышления и критического взгляда на мир и почему наши предки страдали от однообразия.

Ты можешь бесконечно жаловаться на проблемы, но сегодня они ничто по сравнению с тем, что переживали наши предки. Их пессимизм был оправданным, и условия, в которых они жили, являлись благоприятной почвой для процветания пессимизма. И в этом напрямую виновато однообразие. Каждое последующее поколение становилось гораздо более позитивным из-за новшеств, которые диктовал прогресс. Так почему же мы до сих пор ноем по любому поводу, а жалобы на жизнь — непереходящий тренд? Разбираемся.

Родись, страдай


Одной из самых больших проблем на протяжении сотен лет была продолжительность жизни. Люди в Средневековье жили меньше — в среднем 30 лет. Конечно, подобная участь ждала не каждого, и такая цифра обусловлена низкой детской выживаемостью во младенчестве. Однако семьи привыкли к ощущению, что смерть постоянно ходит где-то рядом. Постоянные болезни и следующие за ними похороны стали фоном реальности, однообразием, захватившим сознание. В такой атмосфере невозможно думать о позитивных вещах. В своем выступлении на TED физик-теоретик Дэвид Дойч привел высказывание мыслителя Екклесиаста:

«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под Солнцем».

Екклесиаст рассматривал мир как место, где нет ничего нового. В подтверждение этой мысли приведу цитату того же мудреца:

«Бывает нечто, о чем говорят: «Смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас».

Такие воззрения неудивительны, ведь изменения заметны только в долгосрочной перспективе. В то время прогресс стоял на месте, люди жили не разнообразнее, чем белка в колесе. Вернемся к теме болезней: пандемии чумы длились до 150 лет, прежде чем успокоиться. С точки зрения Вселенной, это слишком маленький срок, но для человека он велик. В Средневековье на окружающую действительность смотрели как на тьму, окутавшую Землю, и не видели конца этой заразе. Все тот же Дойч говорил, что для населения планеты жизнь была синонимична страданиям, а они, в свою очередь, статичны для любого из нас. На протяжении 6-14 веков (в разное время) в Европе эпидемии забрали на тот свет свыше 200 миллионов человек при меньшем количестве жителей. Разве можно в таких условиях думать позитивно?

Религия как спасательный круг для наших предков


Представь ситуацию: ты не можешь долгое время найти работу, для тебя эта проблема становится мучительной, однообразие ленивых дней порождает пессимизм. Но жизнь снова играет красками, когда в ней происходит что-то новое. Наши предки не могли управлять своей судьбой, поскольку большинство из них были рабами и только сословность диктовала правила. Улыбки и смех для крепостного были непозволительной роскошью, так как мало что дарило чувство счастья. У людей даже не было дней рождений. Еще 110-120 лет назад никто не вел счет своим годам и не знал дату появления на свет, что уж говорить об условном 15 веке. Все твое сознание обращалось во служение хозяину или богу.

Атеистические воззрения не являлись популярной точкой зрения — всем хотелось верить, что после смерти их страдания вознаградятся в раю. Как заметил писатель 19-20 веков Анатоль Франс, в этот период «счастливому единодушию паствы несомненно способствовало также обыкновение… немедленно сжигать всякого инакомыслящего». Массы категорически отрицали любую мысль об отсутствии божьего промысла, иначе их мучения теряют всякий смысл. Прогресс и наука повлияли на отказ от религии, появилась возможность отдать жизнь знаниям, изучению нового.

Но даже в ученых кругах возникали пессимистичные теории. Например, антинатализм — убеждение негативно оценивающих начало жизни и считающих размножение неэтичным. Почему? Потому что любой пришедший в этот мир непременно умрет и в течение жизни во всех раскладах будет страдать в большей или меньшей степени. За развитие этой мысли Артур Шопенгауэр даже получил прозвище «философа пессимизма». Но в цепочке однообразия «рождение-страдание-смерть» второй пункт стал гораздо менее сильным. Сегодня Шопенгауэр усомнился бы в своих идеях. Население не страдает от пандемий, свободно в выборе пути, имеет возможность радоваться мелочам.

Как критическое мышление добавило красок в нашу жизнь


Сейчас наша жизнь куда более разнообразная, чем даже 50 лет назад. В 70-х люди не могли представить, что в скором времени каждый сможет на расстоянии общаться с близким человеком по видеосвязи. Хотя прогресс сделал нас более позитивными и счастливыми людьми, но он не избавил от проблем окончательно. Тем не менее мы знаем, что войны ни к чему хорошему не приводят, и уже почти 75 лет живем без мировых конфликтов.

Но что исправило положение? Ответ прост: критическое отношение к окружающей действительности. Екклесиаст верил сказкам, тогда как современный человек опирается на факты. Это сдвинуло нас с мертвой точки и привело к тенденции на позитив. Пессимизм проявляется чаще среди молодежи и в бедных странах. Посмотри на мировой индекс счастья: в верхних строчках расположились страны с развитой экономикой, наукой и инфраструктурой. Внизу — бедные африканские республики, где нет никакого прогресса. Это серьезный аргумент в пользу критического мышления и важности знаний. Пока человек будет верить в возможность вызвать дождь бубном, он будет несчастен, а жизнь вокруг будет напоминать Средневековье.

Ты сам можешь провести эксперимент: пообщайся с мотивированным человеком, имеющим цели в жизни. Он непременно будет позитивно настроен, такие люди гораздо легче решают проблемы и быстрее добиваются поставленных задач. Прямая противоположность — условный безработный алкоголик. Вряд ли такой человек наделен высоким интеллектом; его жизнь однообразна, сера и невзрачна. Конечно, мои примеры несколько утрированы, но вполне наглядны и отражают реальную картину зависимости пессимизма и места новому в жизни человека. Возможно, через 100 лет прогресс сделает из наших потомков людей без негатива, вовлеченных во все сферы жизни.

А что ты думаешь по этому поводу?

Загрузить еще