Мнения

Комедийные скетчи, кино и активизм: как TikTok повлиял на массовую культуру

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Royal Cheese — о том, как одна из самых популярных социальных сетей сформировала новые направления в культуре.


В культуре бывают такие периоды, которые проходят более-менее незаметно. Они могут запомниться парочкой качественных голливудских фильмов и каким-нибудь политическим событием. Но иногда наступает тот самый год, который меняет, казалось бы, все: людей, уклад жизни и способы самовыражения в интернете. Кто вспомнит 2019-й через столетие? Возможно, никто. А вот 2020 год оставил значительный отпечаток в истории, запечатлев не только пандемию и длительную самоизоляцию, но и эпоху, когда мы заново открыли для себя социальные сети как связующее звено, а не как промоутера. YouTube, Twitter и Instagram как никогда раньше пользовались большим спросом. Кроме того, мы стали пробовать относительно новые сервисы: Zoom, Houseparty. Создатели Instagram значительно усложнили процесс набора охватов, и контент-мейкеры бросились в TikTok. Среди всех соцмедиа он явно стал победителем.

Здесь мы веселимся


Если, например, Zoom неразрывно оказался связан с работой и поддержанием отношений с близкими, которые живут далеко от нас, то TikTok, с танцующими подростками, а иногда и бабушками, казался игрой. Если Instagram и «идеальная жизнь» его активных пользователей не совсем подходили для периода изоляции, то цель TikTok была, скорее всего, стать полностью развлекательной и правдивой площадкой. Там не принято создавать глянцевый образ, который мы так часто можем наблюдать у блогеров.

На самом деле, эта веселая социальная сеть существует с 2016-го, но набрала популярность только в прошлом году. Это произошло из-за захватывающих рассказов о системных алгоритмах и высказываний Дональда Трампа о своем намерении запретить приложение на территории Америки. Крупный проект, принадлежащий Китаю, присоединился к огромному войску медиа и встал в ряд с WhatsApp, Instagram и Twitter, несмотря на множество разногласий. Производители разрекламировали короткие видеоролики, разработали систему рекомендаций — так TikTok стал одной из самых конкурентоспособных платформ. Подобно YouTube, он транслирует пользователям тот контент, в котором они нуждаются, но, в отличие от «отца», каждое видео там длится не больше минуты. Это значит, что за время, проведенное в приложении, человек просмотрит больше роликов, в процессе знакомясь с создателями, тенденциями, а порой и с потенциальными знаменитостями.

Пока взрослые были заняты проблемами ношения масок, вакцинирования и прочими вопросами, связанными с трудностями передвижения не только по миру или стране, но и в пространстве одного города, подростки вынашивали мощный инструмент. Сейчас TikTok — самое скачиваемое приложение. Он изменил гораздо больше, чем просто то, как мы обычно потребляем контент в интернете, и повлиял на культуру.

Читать по теме: «Проповеди в Инстаграме: как священник из Ейска стал популярным блогером»

Новая минутная комедия

Как мы уже сказали, цель TikTok — веселить свою аудиторию. Поэтому вполне логично, что пользователи стали по-своему интерпретировать комедию и вписывать ее в минутные рамки. За очень непродолжительное время «зацепить» человека и вызвать позитивную реакцию — довольно сложная задача. Видео буквально за первые пару секунд должно заинтересовать, иначе его быстро пролистнут. Блогеры начали использовать специальные приемы, на которые зритель реагирует мгновенно и понимает, о чем будет ролик. Например, когда парень с полотенцем на голове имитирует образ женщины.

По своей сути TikTok убивает в композиции повествования кульминацию. Нельзя утверждать, хорошо это или плохо. Это больше необходимость, без которой такие комедийные скетчи не могли бы существовать. В отличие от полноценных stand-up выступлений на ТВ или на YouTube, комедия в TikTok не стремится вызвать долгосрочные эмоции у зрителя. Скорее всего, то, что она провоцирует, — это легкий смешок. Но в мире, где преобладает экзистенциальный кризис, довольно сложно найти причину для смеха, поэтому приложение так охотно принимает эту схему абсурда.

Можно сказать, что мемы в интернете стали маленькой частью комедии. TikTok поспособствовал тому, что сфера 2D-шуток практически ушла в прошлое. Теперь юмор требует не только минимальных знаний графических фоторедакторов, но и навыков видеоредактирования. Ролики становятся вирусными и с первоначальной платформы перезаливаются в другие социальные сети, в основном в Instagram.

TikTok-режиссеры


Платформа вызвала интерес не только у профессиональных и начинающих комиков и музыкантов, но и у молодых кинематографистов, у которых появилась возможность использовать эту довольно простую среду как площадку для демонстрации своих талантов. Производство фильмов в прошлом году на время приостановилось, но потребность в них никуда не ушла. Возможно, ты заметил активно распространяющиеся по Instagram «сериалы». Подобная тенденция не обошла стороной и TikTok. Так, началась трансформация великой индустрии. Как и в мире большого кино, короткие видео включают в себя сюжет, съемку с разных ракурсов, монтаж и обработку. Конечно, самыми привычными и удобными приемами съемки для блогеров остались селфи, разговор с камерой или же от первого лица. Истории же строятся на самых простых ситуациях, в которых абсурд встречается с реальностью.

Салли Дарр Гриффин провозгласила себя «кинорежиссером большого времени». Девушка стала главным примером того, как основные принципы кинематографии можно применять в сети TikTok. Возможно, это звучит несколько удручающе, но цифровые реалии стремительно меняют все сферы нашего общества.

Аудиомем и начинающие музыканты

Функциями и возможностями площадки также не могли не воспользоваться начинающие и уже достаточно популярные поп-музыканты. Эта тенденция идет рука об руку с созданием аудиомема, ведь даже комедийные скетчи порой сопровождаются только музыкой, а диалоги показаны субтитрами. Чаще всего используются произведения известных исполнителей или тех, чье творчество недавно попало в тренды. Песни стали вирусными именно благодаря коротким роликам, а артисты поднялись из безвестности, пришли к миллионам прослушиваний и нашли своих потенциальных поклонников.

Кроме того, с 2020 года российские музыканты получили возможность зарабатывать от 3 до 30 копеек за видео, снятое другими пользователями, где звучит их произведение. По данным Forbes, Рахим Абрамов за свой трек «Fendi» получил около 1 миллиона рублей, а Даня Милохин — 30 тысяч за песню «Я дома». Так, TikTok стал не только идеальной площадкой для продвижения аудио, но и отправной точкой распространения контента.

Цифровой активизм


Эта сеть включает в себя не только развлекательный материал, хотя он явно взял преимущество. TikTok также сыграл свою роль в сфере активизма. Например, некоторые видео по хэштегу #BlackLivesMatter набирали больше 200 миллионов просмотров. Площадка стала ареной для протестов политике Трампа, что, возможно, повлияло на результаты голосования. Тиктокеры даже получили общественное признание за то, что внесли вклад в деятельность кампании протеста. Другие люди, озабоченные климатическими изменениями, активно распространяют хэштег #Globalwarning — некоторые ролики посмотрели около 24 миллионов раз. Также короткие видео привлекают внимание к проблемам ЛГБТК-сообщества, сексуального насилия и несправедливого отношения к меньшинствам.

В ближайшее время востребованность TikTok никуда не денется. Сочетание мгновенного удовольствия и доступности гарантирует приложению популярность среди подростков, молодых людей, знаменитостей и деятелей искусства.

Читать по теме: «Deep TikTok, Момо и Слендермен: что такое онлайн-мифология и чем опасны цифровые монстры»

Загрузить еще