Мнения

Премия за сексизм и запрет на обливание кислотой: как активисты боролись за гендерное равенство в 2010-х

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Революционные события в Саудовской Аравии и протесты в России на пути к гендерному равенству.

За прошедшее десятилетие в мире кардинально изменились отношения между полами. Женщины и мужчины переосмыслили роль традиционного общества. Вспоминаем важные события и главные перемены этой декады.

Как россияне боролись с гендерным неравенством


Тема гендерного неравенства не так популярна в России, и серьезных действий в этом направлении за последние несколько лет не было. Но активисты стараются привлекать внимание к проблеме. В 2010 году инициативная группа «За феминизм» учредила антипремию «Сексист года», которая вручается в пяти номинациях

  • «Сексист года»;
  • «Сексизм в СМИ»;
  • «Сексизм в рекламе»;
  • «Женщины против женщин»;
  • «Антиженская политика».

В разное время «лауреатами» становились: Ирина Яровая, Сергей Стиллавин и Всеволод Чаплин. Однако результаты премии зачастую оставались без должного внимания из-за незаинтересованности населения в проблеме неравенства. Ситуация не изменилась даже после поддержки партией «Яблоко» и Союзом журналистов России. Возможно, в следующем десятилетии у инициаторов церемонии получится вывести обсуждение на новый уровень.

Гораздо громче о проблемах женщин в обществе заговорили после дела политика Леонида Слуцкого. В феврале 2018 года корреспондент «Русской службы BBC» Фарида Рустамова, продюсер телеканала «Дождь» Дарья Жук, экс-корреспондент «Коммерсанта» Анастасия Каримова и журналистка RTVI Екатерина Котрикадзе обвинили депутата в сексуальных домогательствах. Слуцкий сравнил себя с Харви Вайнштейном и назвал обвинения «заказухой» и «низкопробной провокацией». Большинство коллег чиновника встали на его защиту, но нашлась и оппозиция. Депутат Оксана Пушкина заявила, что за Леонидом подобные выходки наблюдались и раньше. Позже Слуцкий только усугубил свое положение идиотскими комментариями в Facebook (деятельность организации запрещена на территории РФ). История прогремела на всю страну, но наказание преступник не получил. Впрочем, ничего нового.

Еще одну важную тему, затрагивающую отношения полов, подняли в 2019 году после дела сестер Хачатурян. Жертвы домашнего насилия убили отца, издевавшегося над ними, за что получили сроки. Общественность осудила действия исполнительных органов, а на улицах крупных городов России начались протесты. Этот прецедент объединил женщин и мужчин страны в борьбе против легализации побоев. Итогом маленькой социальной революции стал «Закон о домашнем насилии». Однако его конечная форма вызывает кучу вопросов, о чем мы подробно писали. Скорее всего, в новом десятилетии тебя ждет продолжение саги.

Европа впереди планеты всей


Западный мир сделал огромные шаги на пути к равенству. В этой декаде размылись границы гендерных ролей в европейских семьях, что дало нашим соотечественникам повод громогласно называть ЕС «гейропой». Сильно изменилось и положение женщины в обществе. В Швеции появилась партия «Феминистская инициатива». На выборах в парламент 2014 года политикам удалось собрать 3,12% голосов — серьезный результат для новичков. Узкая направленность организации не помешала получить серьезную поддержку от знаменитостей: актриса Джейн Фонда и бывший участник ABBA Бенни Андерссон вкладывали деньги в развитие партии. Норвежцы вдохновились соседями и открыли подобную фракцию в своей стране в 2015 году. Основной вектор действия таких организаций — борьба с разными формами дискриминации и изменение отношения к роли женщины в социуме.

Были и необычные тенденции, которые вызвали в мире много споров. Например, теория о 300 генедерах. Интерсексуальность стала восприниматься нормально даже на официальном уровне. Например, депутат баварского ландтага от партии «Зеленые» Маркус Гансерер получил поддержку от своих коллег после каминг-аута в виде трансгендерной женщины. Политика не стали отстранять от деятельности и даже не преследовали. Теперь представь, что творилось бы в нашей стране. Европейцы научились принимать мнение других людей во внимание и движутся по пути гуманизации. Мировые компании поддерживают инициативу: тот же Facebook (деятельность организации запрещена на территории РФ) расширил количество гендеров, которые можно указать на сайте, до 54-х. Консерваторов пугает эта тенденция, но общество само выбрало свой путь, и никто не препятствует этому выбору.

Дивный и страшный Восток


Положительные изменения произошли и в мусульманских странах, где действия женщины традиционно ограничены. Иногда запреты доходят до абсурда. Вплоть до этого года в Саудовской Аравии в ресторанах было два входа (разделение по половому признаку). Теперь гендерного разграничения не существует, и ты можешь посещать заведение, не разлучаясь с партнером. Эта страна сделала огромные шаги для преодоления неравенства, сломав вековые устои. До 2017 года саудитки оставались единственными в мире, кто не имел права водить машину. Ограничение действовало с 1979 года, женщины системно выходили на акции протеста и митинги, но их арестовывали, увольняли и запрещали выезд за границу. Тем не менее это приносило свои результаты: в 2013 году активистки добились права пользоваться велосипедом (да, это тоже было под запретом), а позже пересели за руль. Конечно, ограничений для местных девушек еще очень много, но если они сохранят революционные настроения, то в следующей декаде догонят как минимум Россию.

Но не во всех мусульманских странах придерживаются тенденции равноправия. Пакистан прогремел сумасшедшей новостью в 2016 году: чиновники предложили легализацию побоев в случае, если жена отказывается от секса или не хочет носить одежду, выбранную партнером. К счастью, закон остался только в разработке. Вообще, Пакистан — страшное место: здесь могут убить женщину, если усомнятся в ее верности. Девушек рассматривают едва ли не как объект интерьера. Самый гуманный закон, защищающий их права, звучит так:

«Женщины не должны подвергаться принудительному браку, обливанию кислотой или убийству во имя чести».

Любые действия женщин-активисток воспринимают как повод схватить винтовку. Например, школьницу Малалу Юсуфзай, которая позже получит Нобелевскую премию мира, в 2012-м чуть не убили террористы. Девочка просто акцентировала внимание на проблемах обучения в стране. Мировое общество сильно раздроблено различиями социальных устоев и традиций: пока весь мир двигается по пути гуманизации, жители государств, охваченных диктатурой, страдают от неравенства, агрессии и варварских обычаев.

А что ты думаешь насчет равноправия?

Загрузить еще