Мнения

Сетевой маркетинг, или как из лохов делают «миллионеров»

Алексей Давыдов Алексей Давыдов
Добро пожаловать в кузницу миллионеров! Перед тем как стать успешным, купите нашу продукцию на 5000 рублей и пройдите пару платных тренингов.

Сетевик — звучит гордо! Заявляет каждый сетевик. А самое забавное, что чаще всего он не врет. Для него это гордость, это его бизнес, его статус и независимость. Но на деле все не так прекрасно. Когда розовые облачка надежд на пассивный доход уносит суровый ветер, в вое которого слышатся заветы Ильича: «Работать, работать и ещё раз работать», — приходит осознание, что быстрых денег не будет, красивая жизнь — только в Инстаграме, а друзья считают тебя идиотом, совершившим ошибку.

Откуда пришла эта чума

В США два предпринимателя Lee S и William S. Casselberry стали национальными дистрибьюторами компании Nutrilite Products, положив в основу своей организации принципы сетевого маркетинга. Ими была внедрена техника передачи каталога с продукцией от человека к человеку. И понеслось.

В России все началось в 90-х, и из-за плачевного финансового состояния населения разрослось до огромных масштабов. Иностранные сетевые компании, производившие в основном БАДы и косметику сомнительного качества, ворвались на рынок, привлекая в свои сети все большее количество людей, желающих иметь дополнительный заработок. Во второй половине 90-х начали появляться местные сетевые компании, которые, почуяв выгоду, стали производить собственные товары. Многие из них работают по сей день. Например, российский бренд Faberlic, основанный в 1997 году, или Сибирское Здоровье, основанный в 1996 г.

Почему это выгодно? Не тебе

Прямые продажи обеспечивают экономию на рекламе и аренде торговых точек. Адепты, подобно челночникам с клетчатыми сумками, готовы приехать в любую точку, лишь бы не терять квалификацию. Личные знакомства позволяют втюхивать товар большему количеству людей, основываясь на дружеских или родственных отношениях.

Сетевые компании лучше переживают экономические кризисы, чем линейный бизнес. И вот почему. Если ты вляпался на первом этапе, помимо того что продукция компании воистину уникальна и пользуется огромным спросом, тебя убеждают, что это бизнес без вложений и буквально в первый месяц ты сможешь заработать чуть ли не больше, чем на своей основной работе. Чушь: суть подобных наебизнесов — это поддержание товарооборота за счёт самих же сотрудников. После начинаются первые сборы: купи продукцию на энную сумму для активации контракта — нет, это не вложение, ты просто меняешь свою продуктовую корзину на наш товар. Затем пройди обучение, пару тренингов и мастер-классов, за которые тоже надо заплатить — нет, это не вложение, это знания, которые помогут получать сверхприбыль и вообще сделают из тебя сверхчеловека, клянёмся Заратустрой. И это только начало.

Пирамида? Нет — ответили масоны

Каждая сетевая компания, когда пытается привлечь к себе новых адептов, заявляет, что это не пирамида. Хотя они лукавят. Весь МЛМ-бизнес основан на пирамидальной системе, поэтому тебе не только стараются впарить товар, но и навязчиво убеждают вступить в ряды доблестных обладателей своего собственного бизнеса. Чем больше в твоей так называемой «компании» людей и чем лучше они работают, выполняя план, тем больше твои комиссионные. А они в свою очередь сношают мозг тем, кого сами привели в бизнес. Мавроди обзавидовался бы.

Самое забавное, что с точки зрения законодательства — все легально. То, что у большинства продавцов нет собственного ИП, не проблема компании, а трудности миньонов, которым приходится выводить свои средства через тех, кто нашёл себя в этом бизнесе и все-таки стал индивидуальным предпринимателем. И как водится по всем «геометрическим» правилам пирамиды: хорошая прибыль только у тех, кто находится ближе к её верхушке.

— Эй, классная шляпа! —  Это не шляпа, а крем

Как было сказано, принципы сетевого маркетинга помогают свести на нет затраты на рекламу и точки продаж, но это не единственное, на чём экономят подобные компании. Часто их продукция либо не уступает более дешевым аналогам в обычных масс-маркетах, либо и вовсе хуже них по качеству. Тем не менее подаётся она под соусом исключительности и заботы о покупателе. О, если ты хоть раз со стороны слышал, как сетевик впаривает своё дерьмо, то наверняка позавидовал его красноречию: иногда складывается ощущение, что их товар — секретная разработка ученых: вкусная, полезная, лечит сухость кожи, геморрой и твоих детей от наследственной идиотии. Но это не так: в интернете, даже среди армии комментариев от самих же продавцов чудо-товара, полно реальных пруфов и детальных разборов состава, доказывающих, что он в лучшем случае не превосходит по своим характеристикам более дешёвые аналоги, в худшем — что его качество гораздо ниже среднего.

Основной вред, конечно, наносится кошельку. Возьмём как пример один из чудо-коктейлей одного порядком надоевшего бренда, который позиционируют как функциональное питание, иногда называют спортпитом — тут уж на усмотрение сетевика, который будет пытаться впарить. Начнём с того, что единственное исследование продукции, которым так гордятся распространители, сделано по заказу самой сетевой компании. «Сам себя не похвалишь — никто не похвалит», но это не главное. В состав коктейля, как и ему подобных, входят максимально дешевые компоненты, такие как соевый протеин, соевое масло, мальтодекстрин, сахоразаменители и ароматизаторы — состав не скрывают и размещают на банках. Человек, который шарит в питании, покупать не станет, а легковнушаемый купит и так. Особенно радует формулировка «спортпит» — любой атлет, взглянув на состав, подберёт аналог в три раза дешевле и полезнее. Ну и самое волшебное — это цена: стоимость одной такой банки примерно 2000 российских рублей, а себестоимость, судя по составу, 300р; спасибо блогеру Борису Цацулину за расчеты. Тот же факт, только уже с примерами ввозных документов, освещался блогом «Все работы хороши». Помимо коктейлей, есть масса другой продукции, у которой отличие от масс-маркет-товаров только одно: цена — она непомерно завышена.

Почему дети избегают вашего сына? Все нормально, он играет в сетевика

Чем больше людей ты привлекаешь, тем выше твой процент. В таких компаниях существует система рейтинга, заменяющая кнут и пряник. Чтобы повысить рейтинг, нужно продавать и привлекать. Но если расслабишься, твой статус будет падать, поэтому и приходится каждый день обзванивать старых и новых знакомых, а в промежутках пинать — стимулировать — тех, кто подписался под твоё наставничество. Чтобы не терять рейтинг, отдельные гении закупаются продукцией сами, порой ещё и берут кредиты.

Естественно, на одной мотивации от продаж далеко не уедешь. Для этого компании проводят специальные мероприятия с привлечением медийных личностей и лидеров своего бизнеса, которые на протяжении всего времени рассказывают о том, как же вам повезло, что вы часть большой и дружной команды, хвастаются своими результатами или просто промывают мозги. Основной лейтмотив всех выступлений — скоро все люди осознают, что упускают уникальную возможность, и обязательно присоединятся к их постоянно растущей компании. А кто нет — тот недальновидный дурень, обречённый на жизнь в нищете.

Если тебе показалось, что это выглядит как секта, то не показалось. Работникам прямым текстом предлагают сменить круг общения с тех, кто не понимает и говорит, что все это лажа, на тех, кто непосредственно эту лажу толкает.

У меня вообще-то свой бизнес, а таксую так, для души

Понты в сетевом бизнесе — это не прихоть, а конкретный элемент воздействия на массы. Чтобы привлечь как можно большее количество лохо… бизнесменов в свою команду, необходимо на собственном примере показать, как шикарно ты живешь. Для этого во всю юзают Инстаграм. Дорогие тачки, солнце, море, брендовые шмотки, девочки с накачанным всем, что только можно накачать, — это стандартный аккаунт сетевика мужского пола. Для женского пола можно накачанных девчонок заменить на саму себя и добавить букеты цветов. Ну и товар, естественно: каждый день пост о том, как хорошо и легко живётся, кушая, втирая, нюхая или принимая ректально продукцию продвигаемого бренда. Особо двинутые дают своим мелким отпрыскам попробовать на вкус скрабы, кремы и другие товары сети, записывают это на видео и выкладывают в «сторис», дабы показать натуральность и безопасность компонентов.

В некоторых компаниях как элемент поощрения предоставляют различные бонусы: от пресловутой продукции до автомобилей с гордым логотипом компании. Но о продукции работники и сами все знают, а автомобиль дарят в кредит. Компания будет выплачивать его ровно до того момента, пока ты держишь необходимый уровень реализации. Если же ты не справляешься или решаешь уйти из компании, то твой приятный бонус кредитным камнем падает тебе на шею.

Поскольку армия молодых и успешных в таких организациях большая, то накрутка аккаунта и комментарии — это не проблема. Практически каждый состоит в паре-тройке суперсекретных чатов в Вотсапе, где все постоянно кидают ссылки и просят прокомментировать или поставить лайк новой публикации, и это тоже нелегкая часть работы бравого сетевика. В общем, не жизнь, а сказка.

Ввязываться или нет?

Если после всего прочитанного у тебя остался вопрос, ввязываться ли в эту сомнительную авантюру, то смело заключай контракт и обзванивай своих давних знакомых. И доктору показаться было бы неплохо.

Загрузить еще