Мнения

Сетевой маркетинг, или как обычные люди становятся «миллионерами»

Алексей Давыдов Алексей Давыдов
Добро пожаловать в кузницу миллионеров! Перед тем, как стать успешным, купи нашу продукцию на 20 тыс. руб. и пройди серию платных тренингов по бизнес-мышлению.

«Сетевик — звучит гордо!» — заявляет каждый сетевик со страниц соцсетей. А самое интересное, что в этих словах только доля правды. Да, для него это гордость, это его бизнес, статус и независимость. Но на деле все не так прекрасно.

Когда розовые облачка надежд на пассивный доход уносит суровый ветер, в вое которого слышатся заветы Владимира Ильича: «Работать, работать и еще раз работать», приходит осознание, что быстрых денег не будет, красивая жизнь — только на страничках в соцсетях, а друзья считают, что ты сделал ошибку, связавшись с очередной распиаренной млм-компанией.

Сетевой маркетинг: откуда пришла эта чума и кто придумал

В США два предпринимателя Lee S и William S. Casselberry стали национальными дистрибьюторами компании Nutrilite Products, положив в основу своей организации принципы сетевого маркетинга или, как по-другому его называют, многоуровневого маркетинга или МЛМ (от англ. multilevel marketing). Ими была внедрена техника передачи каталога с продукцией от человека к человеку. И понеслось.

В России все началось в 90-х, и из-за плачевного финансового состояния населения разрослось до огромных масштабов. Иностранные сетевые компании, производившие в основном БАДы и косметику сомнительного качества, ворвались на рынок, привлекая в свои сети все большее количество людей, желающих иметь дополнительный заработок.

Во второй половине 90-х начали появляться местные сетевые компании, которые, почуяв выгоду, стали производить собственные товары. Многие из них работают по сей день. Например, российский бренд Faberlic, основанный в 1997 году, или Сибирское Здоровье, основанный в 1996 г.

Почему МЛМ — это выгодно, но не тебе


Прямые продажи обеспечивают экономию на рекламе и аренде торговых точек. Адепты, подобно челночникам с клетчатыми сумками, готовы приехать в любую точку, лишь бы не терять квалификацию. Личные знакомства позволяют предложить товар большему количеству людей, основываясь на дружеских или родственных отношениях.

Сетевые компании лучше переживают экономические кризисы, чем линейный бизнес. И вот почему. Если ты влипнешь на первом этапе, помимо того что продукция компании воистину уникальна и пользуется огромным спросом, тебя убеждают, что это бизнес без вложений и буквально в первый месяц ты сможешь заработать чуть ли не больше, чем на своей основной работе. Но, скорее всего, это не так: суть подобных сетевых структур — это поддержание товарооборота за счет самих же сотрудников. После начинаются первые сборы: купи продукцию на энную сумму для активации контракта — нет, это не вложение, ты просто меняешь свою продуктовую корзину на наш товар. Затем пройди обучение, пару тренингов и мастер-классов, за которые тоже надо заплатить — нет, это не вложение, это знания, которые помогут получать сверхприбыль и вообще сделают из тебя сверхчеловека, клянемся Заратустрой. И это только начало.

Пирамида? Нет — ответили масоны

Каждая сетевая компания, когда пытается привлечь к себе новых адептов, заявляет, что это не пирамида. Хотя они лукавят. Весь МЛМ-бизнес основан на пирамидальной системе, поэтому тебе не только стараются навязать покупку товара, но и навязчиво убеждают вступить в ряды доблестных обладателей своего собственного бизнеса, ведь именно ты создан для этого и давно.

Чем больше в твоей так называемой «компании» людей и чем лучше они работают, выполняя план, тем больше твои комиссионные. А они, в свою очередь, курируют тех, кого сами привели в бизнес. Мавроди обзавидовался бы.

Самое интересное, что с точки зрения законодательства — все легально. То, что у большинства продавцов нет собственного ИП, не проблема компании, а трудности самих участников, которым приходится выводить свои средства через тех, кто нашел себя в этом бизнесе и все-таки стал индивидуальным предпринимателем. И как водится по всем «геометрическим» правилам пирамиды: хорошая прибыль только у тех, кто находится ближе к ее верхушке.

Хорошо продуманная маркетинговая стратегия или обман

Как было сказано, принципы сетевого маркетинга помогают свести на нет затраты на рекламу и точки продаж, но это не единственное, на чем экономят подобные компании. Часто их продукция либо не уступает более дешевым аналогам в обычных масс-маркетах, либо и вовсе хуже них по качеству.

Тем не менее подается она под соусом исключительности и заботы о покупателе. О, если ты хоть раз со стороны слышал, как сетевик «обрабатывает» покупателя при продаже своего товара, то наверняка позавидовал бы его красноречию: иногда возникает ощущение, что их продукт — секретная разработка ученых: вкусная, полезная, лечит сухость кожи и вообще является лекарством от всех болезней.

Но это не так: в интернете даже среди армии комментариев от самих же продавцов чудо-товара полно реальных пруфов и детальных разборов состава, доказывающих, что он в лучшем случае не превосходит по своим характеристикам более дешевые аналоги, в худшем — что его качество гораздо ниже среднего.

Основной вред, конечно, наносится кошельку. Возьмем как пример один из чудо-коктейлей одного порядком надоевшего бренда, который позиционируют как функциональное питание, иногда называют спортпитом — тут уж на усмотрение сетевика, который постарается продать тебе продукт. Начнем с того, что единственное исследование продукции, которым так гордятся распространители, сделано по заказу самой сетевой компании. «Сам себя не похвалишь — никто не похвалит», но это не главное. В состав коктейля, как и ему подобных, входят максимально дешевые компоненты, такие как соевый протеин, соевое масло, мальтодекстрин, сахоразаменители и ароматизаторы — состав не скрывают и размещают на банках.

Человек, который «шарит» в питании, покупать не станет, а легковнушаемый купит и так. Особенно радует формулировка «спортпит» — любой атлет, взглянув на состав, подберет аналог в три раза дешевле и полезнее. Ну, и самое волшебное — это цена: стоимость одной такой банки примерно 2000 российских рублей, а себестоимость, судя по составу, не больше трехсот рублей; спасибо блогеру Борису Цацулину за расчеты.

Тот же факт, только уже с примерами ввозных документов освещался блогом «Все работы хороши». Помимо коктейлей есть масса другой продукции, у которой отличие от масс-маркет-товаров только одно: цена — она непомерно завышена.

Почему дети избегают вашего сына? Все нормально, он играет в сетевика

Чем больше людей ты привлекаешь, тем выше твой процент. В таких компаниях существует система рейтинга, заменяющая кнут и пряник. Чтобы повысить рейтинг, нужно продавать и привлекать. Но если расслабишься, твой статус будет падать, поэтому и приходится каждый день обзванивать старых и новых знакомых, а в промежутках пинать — стимулировать тех, кто подписался под твое наставничество. Чтобы не терять рейтинг, отдельные «гении» закупаются продукцией сами, порой еще и берут кредиты.

Естественно, на одной мотивации от продаж далеко не уедешь. Для этого компании проводят специальные мероприятия с привлечением медийных личностей и лидеров своего бизнеса, которые на протяжении всего времени рассказывают о том, как же вам повезло, что вы часть большой и дружной команды, хвастаются своими результатами или просто промывают мозги. Основной лейтмотив всех выступлений — скоро все люди осознают, что упускают уникальную возможность, и обязательно присоединятся к их постоянно растущей компании. А кто нет — тот недальновидный человек, обреченный на жизнь в нищете.

Если тебе показалось, что это выглядит как секта, то не показалось. Работникам прямым текстом предлагают сменить круг общения с тех, кто не понимает и говорит, что все это ерунда, на тех, кто непосредственно будет продавать продукты компании под твоим началом.

У меня вообще-то свой бизнес, а таксую так, для души

Выстраивание авторитета в сетевом бизнесе — это не прихоть, а конкретный элемент воздействия на массы. Чтобы привлечь как можно большее количество будущих бизнесменов в свою команду, необходимо на собственном примере показать, как шикарно ты живешь. Для этого вовсю используют возможности страниц в соцсетях. Дорогие тачки, солнце, море, брендовые шмотки — это стандартный аккаунт сетевика независимо от пола.

Ну, и товар, естественно: каждый день пост о том, как хорошо и легко живется, когда ты используешь в своей ежедневной жизни продукцию продвигаемого бренда. Особо «продвинутые» позволяют своим детям попробовать на вкус скрабы, кремы и другие товары сети, записывают это на видео и выкладывают в «сторис», чтобы показать натуральность и безопасность компонентов. Но все же делать это мы настоятельно не рекомендуем.

В некоторых компаниях в качестве элемента поощрения предоставляют различные бонусы: от пресловутой продукции до автомобилей с гордым логотипом компании. Но о продукции работники и сами все знают, а автомобиль дарят в кредит. Условия предоставления кредита чаще всего следующие: компания будет выплачивать его ровно до того момента, пока ты держишь необходимый уровень реализации товаров. Если же ты не справляешься или решаешь уйти из компании, то твой приятный бонус кредитным камнем падает тебе на шею.

Поскольку армия молодых и успешных в таких организациях большая, то накрутка аккаунта и комментарии — это не проблема. Практически каждый состоит в паре-тройке суперсекретных чатов в Ватсапе, где все постоянно кидают ссылки и просят прокомментировать или поставить лайк новой публикации, и это тоже нелегкая часть работы бравого сетевика. В общем, не жизнь, а сказка.

Стоит идти в сетевой бизнес или нет

Если после всего прочитанного выше у тебя остался вопрос, нужна ли тебе эта сомнительная авантюра, то смело заключай контракт и обзванивай своих давних знакомых.

Но неплохо было бы для начала взвесить все «за» и «против», ведь статус сетевика еще надолго за тобой закрепится среди друзей и знакомых, даже если ты выйдешь из игры. К тому же отношения с теми, кто не поддержит твою затею, явно испортятся, но решать в любом случае только тебе.

Читай также:

Загрузить еще