Что такое нет-арт: новые формы медиаискусства
Необычное и недолговечное искусство, которое создается на просторах интернета, еще пять лет назад нельзя было купить на аукционе или увидеть в музее.
Но сегодня за произведениями нет-арт художников охотятся коллекционеры, а в Эрмитаже устраивают выставки цифрового искусства в виртуальном здании на Стрелке Васильевского острова.
Нет-арт или интернет-искусство
Сегодня под цифровым искусством чаще понимают все то, что существует в интернет-пространстве. Но это далеко не так. Не все цифровые объекты в глобальной сети являются нет-артом, поскольку к нему относится именно то визуальное искусство, которое создано и транслируется только в интернете.
Нет-арт – это довольно молодой вид медиаискусства, отличающийся в некоторых случаях, например, тем, что художники создают необычные сетевые пространства, которые затем становятся площадкой для неформальной коммуникации.
Таким образом, первое и главное свойство нет-арта — интерактивность. Автор создает определенные послания для аудитории, а участники в данном случае могут взаимодействовать между собой, просматривая работы создателя. За время существования нет-арт прошел путь от простых текстовых произведений до сложных инсталляций, где смешиваются две реальности.
Интересно, что нет-арт является преемником таких художественных направлений XX-го века, как авангард, ситуационизм, телекоммуникационное искусство, видео- и кинетик-арт, а также содержит некоторые элементы хэппенинга и перфоманса.
Холстами для нет-художников стали не кисти, краски и мольберты, а статические HTML-странички и email-рассылки. С помощью них авторы задают себе цель создать особое эмоциональное состояние участникам, а также предлагают им новые способы анализа и осмысления современных проблем.
А это точно нет-арт
Этот вопрос остается открытым для большинства искусствоведов. Как понять, что можно назвать цифровым шедевром, а что является типовым решением или элементом дизайна?
Так, некоторые исследователи в начале развития этого вида искусства отмечали, что нет-арт отличает специально неудобно созданный интерфейс, который является частью самовыражения художника. Нередко в нет-арте отрабатываются необычные технологические идеи для того, чтобы потом их можно было использовать в интернет-среде на коммерческой основе.
Еще до активного развития интернета первые образцы нет-арта (в частности, ASCII-графика), размещались в сети Фидонет и на BBS. Первым крупным объединением нет-арт художников была голландская арт-группа Jodi, которая начала работу в 90-х годах. Группа использовала в своих проектах коды компьютерных вирусов, а некоторые из них выглядели как обычный сбой системы безопасности устройства.
Следующим свойством, которым обладает цифровое интернет-искусство, отличающее его от других арт-объектов в глобальной сети – это невозможность его существования вне интернета. Именно поэтому некоторые формы диджитал-арта, например, двухмерная цифровая иллюстрация не относится к нет-арту, так как она может быть напечатана на бумаге или ткани.
Но важным критерием в определении нет-арта является критическая деконструкция сложившихся форм в интернет-сети. Как, например, в 1970-е художникам видеоарта было важно переосмыслить манипулятивные схемы телевидения, сегодняшним же авторам нет-арта важно работать с проблемами функционирования алгоритмов соцсетей.
В любом случае нет-арт как часть пост-культуры демонстрирует размытые границы между искусством и не искусством, что затрудняет его определение.
Первые произведения цифрового искусства
Формы и, соответственно, произведения медиаискусства в начале развития направления напрямую зависели от технологий, которые уже существовали в то время. В 1990-е годы у цифровых художников во власти были преимущественно текстовые инструменты.
Так, первым произведением нет-арта является сайт голландско-бельгийского творческого дуэта JODI. Работа Йоана Хемскерка и Дирка Пасманса была выполнена с помощью букв и цифр и чем-то напоминала код из фильма «Матрица». Но на самом деле авторы проекта создали необычную головоломку, в которой можно бродить и искать разные скрытые ответы.
Элемент игры в нет-арте считается одной из отличительных черт этого направления медиаискусства.
Рафаэль Розендаль, для которого холст — это интернет, является одним из самых успешных нет-арт художников с коммерческой точки зрения. Рафаэль поделился информацией о своем заработке и рассказал, что продает нет-арт объекты по $4900 за штуку, причем сделок он заключил больше двухсот. Интересно, что покупатель получает ограниченные права на такой объект — он не может приватизировать сайт и обязуется сохранить его в открытом доступе для всех пользователей сети инернет.
Помимо Рафаэля довольно успешными в области нет-арт искусства признаны Лорна Миллс и Роллин Леонард, при этом Лорна обратилась к теме экологии в своем творчестве, а Роллин работает с частями тела человека, его лицом и телом.
Формы нет-арта или интернет-искусства
В большинстве случаев произведения нет-арта существуют в виде веб-страниц, которые не несут функциональной нагрузки, но содержат аудиовизуальные и текстовые компоненты.
Условно медиаискусство можно разделить на несколько видов:
- Story telling. Рассказ автором выдуманных или реальных историй.
- Отчеты о путешествиях автора. В них художник использует как текстовые компоненты, так и графические и аудиальные.
- Особые интерактивные проекты. Автор заполняет формы и CGI-скрипты, которые предполагают участие зрителя.
- Использование сети как эстетического объекта. В нем применяются визуальные аспекты гипертекста, модемные соединения и анимированные Gif-изображения.
- Создание ложной идентичности. Оно представлено в возникновении и распространении социальных сетей.
- Использование специального программного обеспечения. В этом жанре художник использует различные ПО для создания непохожих друг на друга изображений и графики и внедряет их на сайт.
- Self-promotion. Возможность при помощи нет-арта продвигать свою работу, имя с целью повышения узнаваемости.
Развитие интернет-искусства и его кризис
В 90-е годы ХХ века появляется первый персональный компьютер, глобальная сеть, а вместе с ними и новые возможности для самореализации и презентации – появляется большое количество персональных страничек, которые были очень похожи друг на друга. Но одной из первых работ считается сайт художницы Мартин Неддам.
С 1996 года и по сей день она ведет его от имени тринадцатилетней девочки по имени Мушка. Кроме ползающих по экрану мух пользователь, кликая по ним, может прочитать интересные материалы, услышать порой странные аудиозаписи, которые затрагивают депрессивные темы подростковой жизни.
Большое количество необычных работ принадлежат российским художникам. Так, в 1996 году Ольга Лялина продемонстрировала миру работу My Boyfriend Came From The War, где зритель, отдавая предпочтение той или иной реплике главного персонажа, мог изменить ход развития сюжета. В этой работе раскрывается история о паре, воссоединившейся после военного конфликта, а повествование меняется в зависимости от выбора пользователя. На сегодняшний день подобные технические наработки применяются в компьютерных играх с нелинейным сюжетом, а также в некоторых зарубежных лонгридах СМИ.
Но «золотая эпоха» длилась недолго, до 2000-ого года. По словам исследователей нет-арта, к этому времени интернет перестал удивлять зрителей своими формами, они стали заурядными. Из-за активно развивающихся блогов, социальных сетей, а также отсутствия дохода в области нет-арта художники стали искать другие возможности для воплощения своих идей. Апогеем кризиса цифрового искусства называют попытку переноса интернет-эстетики в реальное выставочное пространство.
В наше время есть немало самобытных работ нет-арт художников. Так, например, в 2019 году Кэсси Маккуотер создала проект Black Room. На первый взгляд он напоминает видеоигру, где главная героиня при помощи медитаций пытается уснуть. Зритель, играя за персонажа, становится гостем подсознания художницы, где по мере погружения в глубокий сон открываются все более и более причудливые фантазии.
Еще один аспект нет-арта представляют компьютерные игры, поэтому сегодня нет-арт уже выше оплачивается и легче продается, чем раньше из-за возросшей потребности в подобном продукте. Объекты нет-арта начинают довольно сильно отличаться от первоначальных, но это не значит, что этот вид искусства исчезнет полностью, скорее, его элементы станут частью чего-то большего. Например, его наработки могут использоваться при конструировании виртуальной метавселенной.
В любом случае нет-арт будет видоизменяться и дальше.
Сохранность первых произведений нет-арта
Из-за развития систем часто старые сайты приходят в негодность и «умирают». С 1990-х годов многие шедевры нет-арта стали неисправными из-за смены не одного поколения устройств, а некоторые и вовсе пропали с просторов интернета. Поэтому вопрос об эфемерности произведений мидиаискусства – это не только техническая проблема, но и концептуальная.
Многие исследователи и даже художники считают, что с исчезновением работ в жанре нет-арт нужно просто смириться и воспринимать это как яркую вспышку популярности, которая со временем «погаснет».
Однако существует сообщество, которое пытается сохранить и «заархивировать» многие произведения цифрового искусства. Онлайн-антология Rhizome публикует у себя программы-имитаторы работ художников, которые снабжены описанием и комментариями. Но, несмотря на это, проблема сохранения и демонстрации первых произведений, которые были созданы по более старым технологиям, остается неразрешенной для музейных хранителей.
Будущее нет-арта
В основе нет-арт искусства лежит не репрезентация, а коммуникация, по словам известных нет-арт художников Ольги Лялиной и Алексея Шульгина. Авторы обращают особое внимание именно на эту характеристику творчества, выделяя ее основной в этом виде цифрового искусства.
В свой расцвет нет-арт продемонстрировал, что искусство может быть свободным от идеологии и экономики, принимать любые формы и поднимать неудобные и опасные темы. Ценой такой независимости был неоплачиваемый труд художников. Но сейчас мир меняется, как ты знаешь, NFT-технологии теперь позволяют авторам получать доход в виде цифровой валюты.
Нет-арт, конечно, довольно сильно отличается от NFT-продуктов и не может пока продаваться в подобном формате, поскольку представляет собой более сложный по структуре объект, но есть шанс, что и он будет со временем встроен в подобную систему. Вероятно, это только вопрос времени.
Из-за развития виртуальной реальности цифровые произведения искусства стали еще зрелищнее и будут становиться более яркими и необычными. Сейчас уже сложно кого-то удивить арт-ярмаркой нет-арта в музее или галерее, которую можно увидеть с помощью VR-очков.
Возможно, такой формат современного искусства станет одним из наиболее востребованных и популярных в будущем.
Читай также: