Истоки жуткой моды на шрамирование, ампутации и пирсинг
Понятие красоты относительно: начиная от первобытного общества и заканчивая эпохой новейшего времени, для того, чтобы выразить и подчеркнуть собственную идентичность, разные народности и племена использовали свои уникальные техники преображения, которые, по их мнению, вели к достижению идеального образа с точки зрения представлений о мужественности и женственности.
«Идеалы красоты» никогда не были чем-то общим для всего человечества и менялись в зависимости от культурной среды и ее ценностей.
Ритуалы и обряды дикарей
Те европейские стандарты красоты, которые ценятся сейчас, сильно отличаются от представлений об идеале древних племен. Для того, чтобы выделиться, наши предки использовали безумные способы. Самый экстремальный из них — причинение себе различных телесных повреждений. Такой опыт пришел к нам из первобытного прошлого, но он сильно трансформировался за последние несколько десятков тысяч лет.
Татуировки, пирсинг, ампутация и скарификация (от англ. «scar», то есть «шрам») — явления, имеющие многовековую и даже тысячелетнюю историю. Возможно, это самые древние ритуалы человечества. Дикие племена использовали их в разных целях, наделяя строго определенными смыслами. Продолжают они существовать в неизменном виде и сегодня среди народов Африки, Полинезии, Австралии. Некоторые племена все еще ведут традиционный образ жизни, мало отличающийся от быта их предков.
Для современного человека такие экзерсисы выглядят непривычно и отталкивающе. Под влиянием европейской цивилизации модификации тела стали табуированными и исчезли из общественной памяти. Интерес к ним возрождается только в последние пару десятков лет.
Шрамирование широко распространено на юге Африки, потому что рисунки на темном теле не видны. На севере материка и в других регионах, где у людей преобладает более светлый оттенок кожи, популярнее татуировки и пирсинг.
Эпоха Эдо, заключенные и знать: как тату-искусство становилось популярным
Почему традиционные племена истязают себя
Можно выделить 8 основных причин, которые объясняют, зачем разные народы применяли кажущиеся нам сейчас странными телесные практики для модификации тела.
1. Для обозначения принадлежности к общине
Шрамы и украшения имеют сигнальную функцию. По выпуклым полукруглым отметинам на лбу и подбородке даже незнакомцы сразу отличат воина из африканского племени дагомба или, например, уважаемого скотовода.
Проколы ушей у индейцев тлинкитов считались символами благополучия. Такие знаки являются биографией человека, раскрывают его статус.
Позже эту же задачу стала выполнять униформа и дорогая одежда.
2. В качестве метки о прохождении обряда инициации
Чаще всего это делается при достижении совершеннолетия или детородного возраста. Например, представители народности динка из Судана наносят порезы на голову и удаляют несколько зубов мальчикам и девушкам в юности.
А нигерийские гаанда начинают шрамировать тела дочерей с пяти лет. По мере взросления специальные узоры заполняют все большую часть кожи: сначала живот, потом бедра, лоб, предплечья. Когда рисунок завершен, девушка готова к замужеству.
В Таиланде инициация включает в себя прокалывание щек.
В Индии невестам в день свадьбы делают пирсинг носа.
Обряды инициации популярны до сих пор по всему миру. Активисты борются за то, чтобы мужчины и в особенности женщины имели выбор не проходить через жестокий опыт инициации, который может лишить не только эстетики, но и причинить непоправимый вред женскому здоровью.
Женское обрезание: сохранение женской чистоты или насилие
3. Для устрашения врагов
Воины коренных племен Южного Судана носили на предплечьях рубцы по количеству убитых врагов. Традиционно считается, что рубцы придают воину храбрости в бою и устрашают противника.
В некоторых африканских культурах мужчины без шрамов считаются трусами, неспособными вытерпеть боль.
4. В качестве защиты
Необычная традиция есть у народа апатани из Индии. Их женщины вставляют в крылья носа деревянные пробки, растягивающие кожу, а также наносят татуировки на лицо.
По преданию, такой вид отпугивает соседние племена от кражи завидных невест. В 70-х годах прошлого столетия эта практика сошла на нет, и сегодня причудливых дам становится все меньше. Вероятно, это связано с возросшим уровнем безопасности.
5. Для красоты
Традиционные бьюти-процедуры в основном предназначаются для женщин. Среди африканских мурси и сури, а также индейцев Бразилии популярно растяжение нижней губы при помощи специальных дисков.
Самые болезненные и вредные из практик по женскому преображению — это «утюжка груди» и «башенная голова». Первая якобы предотвращает нежелательные беременности в молодом возрасте.
До сих пор матери и бабушки в Камеруне дробят молочные железы девочкам раскаленными скалками или туго перетягивают, препятствуя их нормальному росту. Обвисшие груди считаются предметом гордости.
Самое привлекательное в женщине, по мнению народностей Центральной Африки, — «башенная голова» или длинный череп. Чтобы он приобрел вытянутую форму, головы новорожденных девочек туго бинтуют, а позже помещают между дощечек и плотно обвязывают.
Похожая деформация была характерна и для древних племен Перу, но они использовали специальные люльки.
6. Выражение траура по умершим родственникам
Среди индейцев Северной Америки вплоть до XIX века была распространена привычка отсекать себе фаланги пальцев в качестве поминок и почтения перед усопшими близкими.
Отказаться от процедуры означало расписаться в собственной трусости.
7. Сакральное значение
Племена Папуа Новой Гвинеи считали крокодилов священными животными. Они вырезали кусочки кожи на спине и груди юношей, чтобы появившиеся шрамы сделали их похожими на аллигаторов.
Так они отдавали дань своим божествам.
8. При лечении
Углубления могли наноситься на кожу для введения лекарственных растворов.
Если пациент выживал, такие отметины становились подтверждением его сильного здоровья и выносливости.
Как меняется отношение к ритуальному изменению тела
У большинства племен, ведущих традиционный образ жизни, постепенно отмирают обычаи телесных трансформаций. Процедуры нанесения шрамов у некоторых народов продолжают оставаться небезопасными, ведь за многие годы они не изменились: в качестве антисептика используется лишь зола или сок растений.
Кроме того, целые общины людей используют одни и те же инструменты, что ведет к распространению болезней, в том числе гепатита и СПИДа.
О синдроме приобретенного иммунодефицита снято множество фильмов. Однако эта тема все еще остается табуированной, некоторые не знают, как защитить себя от заражения, а многие ВИЧ-инфицированные, которые находятся в стадии ремиссии и принимают терапию, подвергаются дискриминации даже в развитых странах.
Современные африканцы, особенно проживающие в городах, негативно относятся к ритуальному боди-арту, считая его пережитком прошлого. Выходцам из деревень все чаще приходится скрывать узоры и шрамы под одеждой, чтобы избежать насмешек и унижений.
Сами жертвы жестоких практик также борются за свои права. Так, группа нигерийских девушек создала проект «Ассоциация тетушек», чтобы с помощью телевидения привлечь внимание общества к калечащей «утюжке груди».
«Болезнь маргиналов»: отвечаем на сложные вопросы о гепатите
5 фильмов, в которых речь идет о борьбе со СПИДом
Единый бог против шрамирования
Христианская культура не одобряет нанесение на тело порезов и татуировок. В Ветхом Завете содержится прямой запрет на это. Такое правило носило религиозный смысл, его цель — осудить языческие обряды. Но была и доля рационального: в то время провести скарификацию безопасно было практически невозможно.
Со временем наличие отметок на коже приобрело негативную окраску. Клеймо использовалось развитыми цивилизациями как суровое наказание, либо означало принадлежность к рабам и несвободу. В Европе единственной допустимой модификацией тела стали проткнутые мочки ушей. И носили они исключительно эстетический характер: для украшения себя серьгами с драгоценными камнями.
Возращение интереса к традиционной моде, в первую очередь, к татуировкам, пришлось на эпоху Великих открытий. Моряки и пираты, столкнувшиеся с аборигенами, позаимствовали у тех привычку разукрашивать свое тело рисунками и надписями. Правда, такое искусство долгое время считалось маргинальным и было, в том числе прерогативой тюремных заключенных.
Во второй половине XX — начале XXI века пирсинг и шрамирование постепенно вошли в моду. Они были избавлены от религиозных и негативных ассоциаций и стали восприниматься как необычный способ украсить свое тело, а так же, как выражение протеста некоторыми субкультурами.
Не только заклепки и музыканты: идеология, стоящая за панком
Почему люди увлекаются трансформациями тела
Если узорами на коже уже никого не удивить, то экстремальные процедуры вроде скарификации и ампутации ради красоты все еще шокируют.
Наши современники модифицируют тела по разным причинам:
- это возможность скрыть или обыграть уже существующий шрам, а также заменить, например, отсутствующую часть руки изящным функциональным протезом;
- стремление достичь некоего идеала. Часто эталоном такие люди выбирают какого-нибудь монстра или тотемное животное, и меняют себя до неузнаваемости в попытке внешне приблизиться к нему;
- неприятие своего тела или отдельной его части. В той или иной степени мы все склонны комплексовать из-за своих особенностей. Но существует крайнее проявление такого отторжения — это синдромом нарушения целостности восприятия тела (Body Integrity Identity Disorder, BIID). Больным кажется, что некоторые части их тела им не принадлежат. Они будут пытаться избавиться от чужеродных элементов. В чем-то это схоже с расстройством гендерной идентичности. Хотя официальной статистики нет, число людей с BIID может достигать нескольких тысяч человек во всем мире;
- возможность выделиться среди остальных и заявить о себе. В США в 1980-х моду на пирсинг подхватили представители гей-сообщества. Так они сообщали миру о своей уникальности.
Брендинг, добровольное лишение себя зрения и ампутации
В последнее время трансформация тела стала настолько востребованной, что породила некоторые новые ответвления. Например, брендинг — нанесение контролируемого ожога при помощи раскаленного железа. Или импланты в виде металлических шариков и колец, вживляемых под кожу так, чтобы был виден рельеф.
Далеко не всегда такая мода безопасна, особенно если процедуры проводятся без профессиональной помощи. Здесь также возникает этический конфликт: врач не имеет права осуществить ампутацию без соответствующего диагноза. Некоторые отчаянные приверженцы модификаций наносят себе увечья самостоятельно или под свою ответственность. Так, американка Джевел Шупинг добровольно ослепла, закапав в глаза ядовитое вещество. А манекенщица Виктория Модеста решилась на ампутацию части ноги без достаточных к тому показаний. Такие крайние проявления телесных изменений, скорее всего, свидетельствуют о ментальных проблемах.
Большинство психологов сходятся во мнении, что провести грань между самоповреждением и следованием экстремальной моде порой очень сложно.
Уголовные и «свободные»: история татуировок в России
Забить на все: татуировки и их обладатели
Боль как освобождение: как помочь тем, кто занимается селфхармом