Гедонизм

5 молодежных журналов девяностых и нулевых, по которым мы скучаем

Алина Исаева Алина Исаева
Продолжаем ностальгировать по нулевым и девяностым, вспоминая все лучшее (и не очень).

Тот, кто рос в России девяностых и нулевых, прекрасно помнит, какие развлечения были у детей и молодежи тех лет. В этой яркой для нашей страны эпохе не меньше культурных феноменов и особенностей, чем в СССР. Сегодня предлагаем тебе вспомнить уникальную прессу, которая лихо пришла на смену пафосной «‎Пионерской правде», а после — канула в лету вместе с тамагочи, батончиками «‎Финт» и жвачкой Boomer.

1. Круто

Этот журнал был родным братом всем известного COOL. Издательский дом «‎Бурда» стремился охватить как можно больше сегментов целевой аудитории, и они быстро поняли, что многим не нравился формат COOL с поп-звездами и желтушными историями про личную жизнь Бритни Спирс. Именно для них, тру-панков, рэперов и прочей «‎темной стороны», выпускался журнал со славянским названием «‎Круто» — уникальнейшее явление российской журналистики. Более трэшового и чернушного издания для молодежи рынок не видел никогда.

Журнал повествовал о новостях музыки, популярных исполнителях, сексе и развлечениях. Примечательными были четыре маскота: Dr. Чел, Хой, Тинка и медведь Пых Пох. Каждая страница изобиловала ругательствами и черным юмором, граничащим с откровенным бредом и сюром. Например, вот «‎письмо» в редакцию от некоего Марата из Нижнего Новгорода, на которое отвечает медведь Пых Пох:

«‎Пых, блин, у меня такой трабл! Я проснулся утром с неприятными ощущениями. Сначала не мог понять, в чем дело. Но чуть позже, когда стал одеваться и приводить себя в порядок, то осознал, что моя левая рука застряла на 30 сантиметров в глубине моего анального прохода. Я не могу вытащить руку и мне стыдно идти в школу. Что мне делать?
— Ну что, Маратик, тут поделаешь? Учитывая местонахождение твоей руки, можно предположить, что на тебя напали анальные тараканы, или что ты скрытый п*дор. И то, и другое предполагает одно — СМЕРТЬ. Так что не позорь себя и свою семью. Отгрызи себе руку, а затем застрелись. Если у тебя нет пистолета, то сойдет и обычный баллончик дезодоранта, который ты засунешь в рот, а потом подпалишь зажигалкой. На самый крайняк можно проглотить большой ком ваты, а потом начать лупить себя по животу — вата разбухнет и ты помрешь. Действуй!»

По понятным причинам журнал был закрыт в середине нулевых. Но многие искренне скучают по этому трэшу — читать его было очень весело.

2. ПТЮЧ

«‎Птюч» родился в эпоху московского акционизма, грязного, жесткого андеграунда и волнующей, безумной свободы. Он был детищем и неотъемлемой частью той культуры: форма преобладала над содержанием, верстка была рваной, тяжелой, с обилием фотографий, коллажей, контрастных цветов и кислотных оттенков. Первые выпуски коллекционеры считают произведениями искусства. Журнал писал преимущественно о музыке — он был ориентирован на меломанов и любителей рейва, но в нем попадались и произведения молодых поэтов и писателей, проблемные статьи на темы, волновавшие молодежь девяностых. Осенью 1994-го журнал вышел за рамки печатных страниц — в Москве открылся «‎Птюч-клуб», где устраивались культовые, безумные вечеринки. В нулевых эпоха андеграунда ушла — и вместе с ней ушел и «‎Птюч»: несмотря на все свои попытки удержаться на плаву, стать менее «‎сложным» и более массовым, журнал растерял аудиторию и закрылся в 2003 году.

3. ОМ

Успех «‎Птюча» удалось повторить другому молодежному журналу под названием «‎Ом». Они были похожи — разве что «‎Ом» не претендовал на звание журнала для «‎не таких, как все» — он изначально создавался для широкого круга читателей. Издание выступало инфлюенсером и открывало массам музыкантов, которые сейчас считаются легендами сцены: Мумий Тролль, Земфира, БИ-2, Сплин и другие. Кроме музыки «‎Ом» рассказывал о вреде наркотиков, сексе, моде, взаимоотношениях и прочих проблемах. «‎Ом» получил народное признание как качественный, душевный и просто красивый журнал, который было приятно листать. Но эпоха толстых журналов начала свой закат уже тогда — «‎Ом» закрылся в 2006 году.

4. Каламбур и Один Дома

Журнал «‎Каламбур» был ориентирован на аудиторию помоложе и позиционировался как развлекательное издание для тех, кто еще не дорос до «‎Ом» и «‎Птюч». Первые выпуски увидели свет в 1997 году, автором и создателем журнала был карикатурист Виктор Дубовик, который поначалу собственноручно создавал материалы на каждую полосу: рисунки, тексты, шутки. Читатели быстро полюбили журнал за добрый юмор, смешные картинки и страшилки «‎на 13-ой странице». Редакция разрасталась, и уже в начале 2000-х тиражи перевалили за отметку 200 тыс. экземпляров. Редакция «‎Ка» активно общалась со своей аудиторией, получая мешки писем еженедельно: дети присылали шутки, анекдоты, истории, — и лучшие из них попадали на страницы журнала.

Вскоре у «‎Каламбура» появился младший брат «‎Оди» — «‎Один дома». Поначалу это было небольшое приложение к выпуску, но вскоре он перерос в отдельный проект. С появлением социальных сетей тиражи журнала начали падать, и, чтобы удержать аудиторию, журнал сменил свою редакционную концепцию, сделав упор на мангу и анимэ. И читатели горячо оценили такой поворот: журнал не закрылся и продолжил существовать — «‎Ка» и «‎Оди» выпускают до сих пор. Хотя, конечно, они совсем не похожи на те журналы, что были в нулевых.

5. Хулиган

Еще один треш-журнал из эпохи нашей юности, который по степени контркультурности мог бы посоперничать с «‎Круто». Разница лишь в том, что в последнем не было такого зашкаливающего градуса похабщины. Журнал охотно писал о наркотиках и сексе, чем неоднократно привлекал внимание правоохранительных органов. Откровенные фотографии на разворотах наверняка доставили читателям массу удовольствия. Прославился «‎Хулиган» и тем, что публиковал ссылки на порнографические сайты и описания роликов. Однако, помимо эдалт-контента, в журнале было немало статей о молодежной культуре: граффити, тату, музыка, кино — все, что интересовало читателя. Просуществовал «‎Хулиган» до 2012 года, в начале десятых предприняв попытку реанимировать тиражи, превратившись в журнал для хипстеров. Не помогло.

Где они теперь?

Сегодня эпоха печатной прессы прошла. На плаву держатся либо дешевые и желтушные газеты, либо крупные, элитарные издания, читатели которых ценят эстетику «‎толстого журнала». Качественным, ярким и запоминающимся проектам уже нет места на рынке. Так что журналы нашей юности — это действительно повод для ностальгии.

Загрузить еще