От кукол до «Смешариков»: как развивалась российская мультипликация
Мультфильмы способны пробудить ностальгические чувства по детству — и окунуть в него заново. Это самый сказочный и яркий жанр кинематографа, зародившийся более ста лет назад. Отечественные студии развивали мультипликацию не хуже западных коллег, а «Союзмультфильм» нашёл призвание за пределами СССР. Сегодня мы расскажем, как появился и к чему в итоге пришёл жанр в нашей стране.
Первый мультфильм Российской империи
Александр Викторович Ширяев — выдающийся балетмейстер Мариинского театра и по совместительству Колумб отечественной мультипликации. В 1906 году новоявленный режиссёр снял прорывной для своего времени фильм «Пьеро и художники» — только главными действующими лицами картины были не люди, а куклы.
Ширяев потратил на съёмки три месяца, а его близкие вспоминают, что за это время он успел протереть паркет до вмятины, путешествуя от сцены до режиссёрского кресла. Вышедшая из-под 17,5 миллиметровой плёнки работа не стала достоянием общественности — Александр Викторович показывал её только близким и студентам в образовательных целях. «Пьеро и художники» стали известны только в 1995 году, когда киновед Виктор Бочаров нашёл старые плёнки, среди которых оказалось первое творение Ширяева.
Эпоха Старевича
Ширяев хоть и был первопроходцем жанра, но существенного влияния на анимацию не оказал из-за своего решения не показывать работу широкой аудитории. Гуру кукольных мультфильмов дореволюционной России был Владислав Старевич — русско-французский режиссёр, снявший десятки картин (самые известные — это «Ночь перед Рождеством», «Стрекоза и муравей», «Месть кинематографического оператора»). Старевич испытывал странную любовь к насекомым: снял серию работ о жизни бабочек, жуков-усачей и скарабеев, а также головастиков.
Дебют состоялся в 1910 году с фильма «Lucanus Cervus», в котором два жука-рогача бьются за самку. Для снятия нужных сцен Старевич препарировал животных и приделал им лапки из тонкой проволоки, превратив их в кукол, — ужасное убийство, но чего ни сделаешь ради искусства. Лента не сохранилась до наших дней, но она способствовала попаданию Владислава на кинофабрику Александра Ханжонкова — знаменитого продюсера начала XX века (о нём мы упоминали тут и тут).
Старевич баловал русскую интеллигенцию новыми картинами чуть ли не каждый год. В 1913 году он решил внедрить новаторские методики в свои мультфильмы: в «Ночи перед Рождеством» режиссёр впервые объединил в одном кадре актёрскую игру и кукольную мультипликацию. Но долго наслаждаться экспериментами Тима Бёртона отечественного разлива нашей публике было не суждено: в 1919 году он покидает страну из-за прихода к власти большевиков. Свои сказочные картины он продолжает снимать во Франции, а наша анимация переходит в состояние застоя.
Рождение «Союзмультфильма»
Следующие 15 лет отечественная мультипликация развивалась неспешно, а прорывов в сфере и вовсе не было. Всё изменилось в 1934 году, когда Уолт Дисней послал Московскому кинофестивалю рулон плёнки с работами про Микки Мауса. Аниматор Фёдор Хитрук был удивлён технике американского коллеги. Только из-за интереса к новым возможностям и появилась самая известная отечественная студия мультипликации. Путем слияния «Мосфильма», «Совкино», «Межрабпомфильм» и студии Смирнова в 1935 году возник «Союзмультфильм».
Его жизнь в СССР разделяют на два отрезка: до 1960-х и после. В начале своего существования аниматоры рисовали максимально реалистичные картины. Персонажей создавали в естественных пропорциях, а спецэффекты применяли только в сказках. Говорящие животные чаще всего были себе подобными — прямоходящими они стали как раз во второй половине XX века.
Стилевой перелом происходит с 60-х по 90-е годы прошлого столетия. В это время рождаются классические шедевры «Союзмультфильма»: «Ну, погоди» (1968), «Крокодил Гена» (1968) и другие. Их рисовка, механика, цветовая гамма сильно отличается от того, что снимали раньше. Мультфильмы становятся веселее, а некоторые изобилуют лютой наркоманией. Например, «Ух ты, говорящая рыба» (1982, «Арменфильм»), где монстр в «адике» дарит старику стол с кучей еды при условии, что тот ответит на вопросы. Начало уже выглядит интригующе, но завязка и кульминация порождают ещё больше вопросов и ставят неподготовленного зрителя в ступор.
Тем не менее этот мультфильм, несмотря на всю абсурдность и запутанность сюжета (тут даже Нолан позавидует), наделен моралью, чем не может похвастаться «Медвежуть» (1988, «Союзмультфильм»). Название говорит само за себя, картина трудна для понимания трезвым человеческим мозгом. Сюрреалистичный сюжет словами не опишешь — предлагаю посмотреть и сделать выводы самостоятельно.
https://www.youtube.com/watch?v=fd3srKwtXOA
Новые российские студии
После распада Советов появились новые студии и независимые режиссёры, которые двигали мультипликацию в новом ключе. Посмотри на произведения «Петербурга»: «Смешарики» и «Фиксики» сменили формат, и теперь средняя длина серии не превышает семи минут. Также они охотнее экспериментируют с картинкой: те же «Смешарики» выходили как в 2D, так и в 3D. Но легко заметить, что в художественном плане картины стали гораздо проще и ориентированы в основном на детей. Решение сделать контент без лишних сюжетных ответвлений выглядит логичным — такой материал лучше продаётся. Например, мультсериал «Маша и Медведь», созданный при помощи трёхмерной графики, отлично зашёл зарубежным зрителям — даже в ОАЭ купили права на показ приключений девочки с отсутствием инстинкта самосохранения.
Стоит упомянуть веб-сериал «Mr.Freeman» от Владимира Пономарёва, где главный герой в монологах критикует привычный образ жизни современных людей. Диванные нигилисты страны после просмотра возводили анимированного персонажа в культ, а его образ мысли брали за основу мировоззрения. Кстати, первые три серии мультфильма озвучивал самый известный венеролог России — Купитман из ситкома «Интерны» (актёр Вадим Демчог).
Помимо упомянутого, создавались шедевры вроде «Масяни», «Атомного леса» и прочие трэш-картины от маленьких студий. О них мы рассказывали ранее. Сегодня отечественная мультипликация более разнообразна, нежели в СССР, а зритель может выбрать, что ему смотреть: жвачки по типу «Фиксиков», философские трактаты вроде «Mr.Freeman» или полнометражные ленты, например, «Алёша Попович и Тугарин Змей». А стоит ли поддерживать всё это рублём — вопрос довольно неоднозначный.