Пластиковые украшения, яркая одежда и техно: как сформировалась культура рейв-вечеринок
Основы современного российского и зарубежного диджеинга и электронной танцевальной музыки были заложены в первых поколениях рейвов. Начиная с синтезатора Roland TB-303, который стал главным в организации музыки на чикагских вечеринках, и заканчивая самыми крупными тусовками в Германии. Royal Cheese отправляется на мировую рейв-сцену и выясняет, откуда взялись ее традиции и какую культуру они сформировали.
Рейв-культура
Рейвы начинались как андеграундное движение в 1980-х, когда группы единомышленников собирались и, чаще всего в состоянии алкогольного опьянения, танцевали под динамичную музыку. Такие вечеринки создавали среду, в которой люди могли веселиться часами без остановки. Направление было основано не только на революционных электронных жанрах и новаторских диджеях, но и на лазерном освещении, моде — все это помогло распространить новую культуру и укрепить ее позицию на десятилетия.
Движение поспособствовало появлению европейской техно-музыки и американского хауса. Европейские площадки спонсировали тусовки и пытались ограничить доступ для посетителей и правоохранительных органов. Рейвы были закрытыми и частными, они проходили в нерабочее время, нередко в гей-клубах. Туда пускали только по индивидуальным приглашениям. Место проведения держалось в строгом секрете и не сообщалось никому до «дня икс».
К концу 80-х рейвы в Америке и Европе приобрели огромную популярность среди молодежи, и ночные сборища, на которые приходили тысячи людей, стали частым явлением. К 1990-м годам вечеринки устраивались в большинстве мегаполисов по всему миру. Так возникла самая настоящая рейв-культура, мероприятия начали широко рекламировать, вследствие чего случилась коммерциализация явления, а пелена секретности рассеялась.
Отличительный стиль
Рейвы стали чрезвычайно «денежными», что имеет место и сегодня. Они характеризуются высокой ценой на билеты, дорогой бутилированной водой, темными переполненными танцполами и комнатами «для отдыха». Можно сказать, что рейв-сцены начала 90-х, их владельцы и промоутеры Рейвы стали чрезвычайно «денежными», что имеет место и сегодня. Они характеризуются высокой ценой на билеты, дорогой бутилированной водой, темными переполненными танцполами и комнатами «для отдыха». Можно сказать, что рейв-сцены начала 90-х, их владельцы и промоутеры занимались распространением и пропагандой наркотиков. Организаторы предоставляли подросткам воду для предотвращения обезвоживания, ментоловые ингаляторы, химические лампы и неоновые палочки, чтобы усилить действие веществ. Все это делалось для того, что молодые люди не хотели покинуть клуб до последнего и возвращались туда снова и снова, потому что чувствовали, как поддерживают их «увлечения».
Посетители вечеринок носили отличительную одежду и атрибутику. Стиль был ярким, веселым, принты с Микки Маусом и Элмо стали незаменимыми для рейв-ночи. С годами наряды становились все красочнее, более кислотными. На внешний образ подростков влияли бренды, в частности Adidas: козырьки, спортивная одежда и волосы разных цветов стали нормой. Девушки приходили в топах, купальниках, чтобы не перегреваться на танцполе. Еще одной отличительной чертой были аксессуары: браслеты, ожерелья из пластиковых бусин.
Читать по теме: Дэвид Манкузо, ABBA и КГБ: как дискотеки сформировали бессменный образ вечеринок
Падение Берлинской стены и рейвы
Самой огромной и популярной площадкой для рейв-вечеринок была Германия. Страна отличается своей приверженностью этой культуре. Возможно, секрет в том, что нелегальные тусовки отчасти помогли объединить некогда разделенную нацию. Даже сегодня Берлин — это храм для поклонников танцевальной музыки, которые готовы оставить свои предубеждения у дверей клуба и коллективно подчиняться только ритму. Но так было далеко не всегда.
Когда-то такие сборища не могли быть возможны ни с физической, ни с идеологической точки зрения. В то время как рейверы Америки, Великобритании и даже России собирались вместе, чтобы полностью погрузиться в техно-мир, люди в столице Германии были разделены стеной. Но вместе с завалами и пылью, которые последовали за ее разрушением, произошел взрыв популярности подпольных вечеринок в заброшенных зданиях, вокзалах и станциях. И, в отличие от устаревших сборищ, рейвы, пришедшие из Америки и остальной части Европы, были наполнены экстазом и основывались на новых электронных звуках.
Главным формирующим звеном культуры считается журнал «Frontpage». Редакция страстно освещала сцену Германии 1990-х. Материалы не только рассматривали техно как образ жизни, но и вели самую настоящую хронику эволюции танцевальной музыки и хауса. Издание стало влиятельным голосом андеграунда. Ночной техно-клуб Berghain в Берлине популярен и сейчас, но большую роль в формировании движения стал франкфуртский Technoclub, или Дориан Грей — площадка, расположенная в заброшенном здании, относящемся к аэропорту. Именно здесь родился «Frontpage», поскольку ветеран сцены и основатель клуба Алекс Азари изначально финансировал его как главный инструмент продвижения своего детища и музыки. Когда денежный поток начал снижаться, основатели журнала Юрген Лаарманн и Штефан Вайль увидели возможность перенести издательство из Франкфурта в Берлин. Там любители электроники обрели новый вид энергии, когда старые клубы переехали в заброшенные склады, а хорошо сформированная техно-сцена Франкфурта была заменены стилем эйсид-хаус. Репортеры стали активно внедрять в культуру рейвы, в своих статьях они освещали новые жанры, стили, брали интервью у танцующих и выступающих диджеев и преуспели в представлении публике последних релизов пластинок, тенденций и атмосферы сцены. Журнал занимался формированием у народа понимания движения до самого последнего выпуска в 1997 году.
«Поколение Пепси» и СССР
На закате Советского Союза молодые люди, а особенно те, кто проживал в Москве и Санкт-Петербурге, стремились создать что-то свободное, новое, совершенно не похожее на то, что нация видела раньше. Именно в этот период «поколения Пепси», которое так желало тусовок и веселья, рейв-движение дошло до СССР.
Однажды братья Хасаам и их друг Михаил Воронцов, жители Петербурга, на Фонтанке обнаружили дом с пустующей квартирой под номером 145. Помещению с камином и эркером суждено было стать самым первым «подпольным» техно-местом. Площадку назвали «Танцпол». В процессе формирования братьям помогли «Новые композиторы» — Игорь Веричев и Валерий Алахов.
Поворотным моментом развития рейв-культуры в Союзе стала вечеринка в честь Юрия Гагарина в павильоне «Космос» на ВДНХ: на ней тысячи людей веселились среди заброшенных спутников и ракетных двигателей. Гагарин-party ознаменовала эпоху крупных тусовок.
Питерские промоутеры привезли рейв в Москву. Клуб «Минкульт» расположился в заброшенном особняке в самом центре города и заручился большим масштабом: под танцпол было выделено целых два этажа. Вечеринки устраивались достаточно редко, поэтому в назначенный день туда приходили огромные толпы народу. Но организаторы и посетители мечтали создать постоянную площадку, которая будет приносить стабильный доход, а встречи — устраиваться систематически. Так появился первый клуб в России с электронной музыкой — «Титаник».
С 1993 года движение вышло на новый уровень — с самого настоящего рейв-фестиваля, который провел на мысе Казантип предприниматель Никита Маршунок. С 1999 и 2000 годов мероприятия распространились по всему Крыму, а потом и на берегу Черного моря в поселке Веселое.
В Берлине, Лондоне и Нью-Йорке рейв — признанный элемент культурного наследия, а в России он до сих пор является уделом молодых — тех, кто выходит за существующие рамки. Для того, чтобы сохранить традицию, известный в узких кругах режиссер Никита Воронин и его друг-фотограф Стас Джи объединились и создали проект под названием Arma17. Он стал настоящим техно-храмом. Название происходит от номера индустриального здания, которое было построено в 1865 году, а после пожара в 2009-м клуб перестал быть связан с какой-то конкретной локацией. Он стал интернациональным феноменом, который происходит как в Москве, так и в Берлине, Барселоне, Риме.
Можно сказать, что с приходом нулевых эпоха рейвов закончилась во всем мире. Но это не означает закрытие площадок и техно-вечеринок, нет. Они вышли на новый, более масштабный и коммерческий уровень. Рейвы утратили свою атмосферу таинственности и запрета — сейчас они являются чем-то самым обычным.
Дисклеймер: настоящая статья не является пропагандой каких-либо преимуществ в использовании отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений, в том числе пропагандой использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на его психическое или физическое здоровье, а является предостережением.