Гедонизм

Венгерская стенка, софа и абажуры: возвращение эстетики советских квартир

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
О том, как искусство и современный дизайн не дают советскому интерьеру кануть в лету.

Советский интерьер — часть многогранного прошлого. Думая о нём, в голове сразу появляется картинка небольшой квартиры с венгерскими стенками, тяжелыми тумбами и коврами на стенах. Сегодня интерьер советских времен продолжает появляться в кино, на фотографиях, а дизайнеры интерьера тщательно стараются вернуть элементы в современную обстановку.

Советская эстетика


Сложно представить, но до конца 80-х годов слова «интерьер» и «дизайн» не были популярны в СССР. Люди использовали выражение «обстановка квартиры». Советская обстановка в послевоенные годы отличалась скудностью и напоминала о страшном событии. К 60-м годам квартиры постепенно наполнились чехословацкими «стенками», коврами и буфетами. Шестидесятые в квартирах «продолжались» в течение последующих 30 лет.

Помимо мебельных фасадов из Югославии и ковров в типовых «сталинках», в воображении всплывает белый глянцевый холодильник, громоздкая аудио и видеоаппаратура, кофе в жестяной банке, старая софа из массивного дерева, покрытого лаком, обои с мелким паттерном, конечно же, хрусталь. Не каждая семья могла позволить себе обставить помещения согласно последним тенденциям моды. Полным комплектом декора и мебели тогда обладали работники главков, представители советской элиты и партии. Однако отдельные элементы, ставшие в последствие знаковыми, можно было найти везде. С течением времени сформировался собирательный образ советской эстетики.

Элементы советских квартиры не забываются, наоборот, возвращаются в современную жизнь. Их продолжают изучать и использовать люди, занимающиеся самыми разными сферами искусства. В 2011 году в рамках XVI Международной выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва, организаторы представили фотографии пяти московских квартир с характерной обстановкой, интервью с хозяевами, а также лучшие и знаковые образцы мебели производства ГДР, Румынии, Чехословакии, СССР. Организаторы выставки хотели донести две основные мысли:

  • Предметный мир модернизма середины XX века прекрасен.
  • Надо знать и любить свое прошлое.

Жильцы квартир уверены, что для многих классическая мебель «совка» — это убожество, которое ассоциируется с не самым лучшим периодом в истории страны. А прошлому место на помойке. Однако именно старая софа и тумба хранят целую историю как семьи, так и страны в определенный период времени. Так, у единомышленников появилась цель: снять табу и вывести эту часть быта из темной зоны.

Говорящие декорации


Порой режиссерам и сценаристам не обязательно указывать на время, в котором происходят события, в диалогах напрямую. Для этого достаточно построить декорации, которые без слов расскажут о времени и настроении общества, оставшихся за кадром. Этот прием не только добавляет подтекст, но и вызывает у аудитории ностальгические чувства. Декораторы тщательно продумывают обстановку, добавляя незаметные, но значимые детали. Например, дверные ручки, уголки дверного стекла, посуду и даже пододеяльник с характерным вырезом по центру. К этому приему прибегли режиссеры рекламного ролика «Клуб Сыр».

Кроме того, атмосфера советских квартир вызывает не только теплые ностальгические чувства. В конце концов, период действительно ассоциируется с трудными временами, безысходностью. Так, в кино типичная небогато обставленная по всем канонам комната, создает особый эмоциональный фон, дополняющий сюжет. Так поступил Алексей Балабанов в фильме «Брат», Кантемир Балагов в «Тесноте», Андрей Звягинцев в «Левиафане».

Советские квартиры в качестве декораций использует и Голливуд, как это сделали режиссеры «Красного воробья». Правда декорации фильма далеки от теплой атмосферы, несмотря на то, что действие происходит в современности. Интерьер выглядит примерно, как квартиры 50-х, символизирующие суровый тоталитаризм. В конце концов, интерьер, водка и медведи для Голливуда — единственный способ передать душу русского человека.

А самый подробный экскурс в современную коммуналку, в которой все еще витает дух СССР, сделала французский фотограф Франсуаза Югье. В Петербурге в 2008 году она сняла документальный фильм о жителях и их необычных историях. Она представляет коммуналку с интерьерными и жизненными атрибутами как арт-объект, который навсегда останется в России.

Независимые современные творцы, например, режиссеры музыкальных клипов, также используют прием. В клипе Little Big «Give me your money» можно заметить классические советские ковры, а сюжет «Faradenza» происходит в типичном советском пансионате «Заря». Такой атмосферой не пренебрегают и фотографы. В московской студии Dali есть зона, обустроенная под квартиру 70-80-х.

Цикличность моды


Сегодня дизайнеры при разработке интерьера кофейни или квартиры все чаще возвращаются к идеям из 60-х. Многие архитекторы уверены, что от советской мебели совершенно не нужно избавляться, наоборот, необходимо дать ей второй шанс. Так поступают многие. Например, в Краснодаре есть кофейня, от которой так и веет советской эстетикой. Буфеты, столы, кресла и старый проигрыватель виниловых пластинок были отреставрированы и идеально сочетаются с неоновыми надписями и современным духом города.

А в Москве в прошлом году Алена Сковородникова оформила квартиру с «непростым характером, практически Булгаковскую». Здесь типичная сталинская планировка, длинный коридор, две комнаты, маленькая кухня и раздельный санузел. Советский шарм помещению придали чугунные радиаторы, классический паркет «елочка» и метлахские ковры. Так, архитекторы и дизайнеры пророчат, что некоторые элементы обязательно вернутся в современное искусство обустройства квартир:

  • паркет елочкой;
  • высокие белые двери, с расстекловкой;
  • тканевые абажуры или люстры с висюльками;
  • белые льняные скатерти и шторы, полотенца, которыми накрывали ТВ;
  • лепные карнизы;
  • мебель из мореного дуба, всегда под лаком;
  • знаменитые «скандинавские» кресла и кровати.

Мода — явление цикличное, а ее возвращение — нормальный процесс. Люди нередко тянуться к прошлому, создавая вокруг себя ту обстановку, которая соответствует состоянию души. В конце концов, сегодня нет проблем с выбором и доступностью. Поэтому каждый может воссоздать квартиру бабушек и дедушек.

Загрузить еще