Держим курс на смерть: что делают с телами умерших в разных культурах
Большую часть жизни мы проводим без раздумий о смерти. Действительно, как бы выглядел человек, размышляя о загробном мире на первом свидании? Однако века назад люди разных культур всерьез задумывались об этом, уделяя много внимания тому, что будет с их телами после пройденного пути. Royal Cheese отправляется в путешествие по кладбищам и гробницам, чтобы выяснить, как же раньше поступали с телами умерших родных и близких.
Когда-то давно в Египте
Фараон уходил из жизни, а бальзамировщики и священники приступали к работе. В течение нескольких недель после смерти они тщательно подготавливали тело: сушили его, мыли. Внутренние органы удаляли — вместо них помещали смолы и специи. Затем умершего оборачивали льняными бинтами, помещали его в гроб и вместе с целой похоронной процессией несли к могиле. Тысячи лет египтяне практиковали различные вариации этого метода как для королевской семьи, так и для других представителей элиты.
Мумии не могли всегда оставаться скрытыми. Как бы секретны ни были захоронения, сотни поколений грабителей и расхитителей гробниц охотились на них. Те тела, которым удалось «выжить», достались археологам для исследований. И сегодня мумии окружают нас везде: последние двести столетий они выставляются в музеях по всему миру. Они настолько распространены, что их уже стали принимать как должное.
На протяжении большей части истории этих коллекций европейцы во время раскопок в первую очередь перемалывали гробницы и забирали содержимое. Все дело в том, что останки считались наркотиком, но это была ошибка перевода старинных документов. Само слово «мумия» происходит от арабского «mumia», что означает «битум» — разновидность нефти. Средневековые врачи, например Ибн Сина, считали, что мумия, или битум, имеет лечебное свойство. А в 15 и 16 веках, во время европейского Возрождения, стала процветать торговля телами умерших. Процесс шел почти в промышленных масштабах: европейских путешественников в Египет регулярно возили на могилы недалеко от Каира, где они были свидетелями того, как местные арабы выкапывали мумии для отправки в Европу.
А что сейчас? Бальзамирование или кремация?
Как же обстоит дело в современном обществе, которое уже, казалось бы, избавилось от пережитков древних лет? В 1860-х годах самой популярной достопримечательностью в США был Ниагарский водопад и кладбище Грин-Вуд в Бруклине. Сейчас идея пойти в такое место для развлечения покажется немного болезненной, ведь мы думаем об останках как о самых страшных вещах. Сегодня американцы предпочитают соблюдать «дистанцию» от мертвых. Они тщательно бальзамируют тела — возможно, это делается для того, чтобы как можно дольше не думать о разложении близких. Или же их кремируют.
Однако еще в 1971 году в «Last Whole Earth Catalog» появилась инструкция для захоронения «сделай сам», согласно которой можно было устроить похороны всего за 50 долларов. Как правило, кремация гораздо дешевле захоронения. До 1980 года ее популярность была практически нулевой из-за религиозных предубеждений. Но для людей, не относящихся к той или иной вере, кремация выглядела очень даже привлекательно. Финансовый кризис 2008-го и безработица также усилили «пламя». В 2013 году журнал «Time» объявил кремацию «новым американским способом смерти».
Читать по теме: «Вечно живые: 5 мавзолеев мира с бальзамированными телами»
Будущее похорон в технологической сфере
Японию часто воспринимают как высокотехнологичный мегаполис, где все выглядит как в далеком будущем. Конечно, утверждение приемлемо далеко не для всей страны, но определенно относится к индустрии захоронения. Эта сфера стала для государства проблемой, поскольку оно маленькое и густонаселенное быстро стареющими жителями. Осуществлять традиционные похороны здесь непрактично — мест на кладбищах попросту нет, вследствие чего кремация стала особо востребованной. Даже император и императрица, правящие до 2019 года, вопреки обычаям, пожелали быть кремированными.
Нехватка территорий привела к кардинальному переосмыслению того, как следует хоронить умерших и потом поминать их. В 2006 году священник Тайджун Ядзима построил «кладбище», которое больше похоже на место из будущего. Оно представляет собой окошки в стене с маленькими светящимися статуями Будды, где содержатся останки умерших. Хотя это действительно может показаться чем-то странным, однако так выглядит современный способ решения нарастающей проблемы.
Dia de los Muertos
День смерти (Dia de los Muertos) в Мексике показывает отношение местных жителей к печальному событию. Для мексиканцев этот праздник — способ почтить умерших. Начало традиции восходит ко временам заселения Мезоамерики первыми племенами. Они сменяли друг друга, а традиция продолжала жить. Народы верили, что смерть — это всего лишь трансформация, которая знаменует переход человека из одного состояния в другое. В этот день люди «воссоединяются» с ушедшими из жизни близкими, приглашая их в свой дом, где обязательно располагается алтарь. Это очень личная и духовная традиция. Родители рассказывают своим детям о предках, семьи собираются на кладбищах, чтобы всю ночь жечь свечи и играть музыку.
На репутацию Dia de los Muertos сильно повлияли американские туристы из-за его тесной связи с Хэллоуином.
Читать по теме: «Экзистенциальный кризис: почему мы испытываем страх смерти и что с этим делать»
Приближаясь к мертвым
Тораджанский народ — группа людей, живущих в Южном Сулавеси, Индонезия, видят смерть несколько иначе. Они, как правило, не рассматривают труп отдельно от живого человека. Когда родственник или близкий умирает, его не сразу доставляют в похоронное бюро, а вместо этого почти превращают в мумию и оставляют дома на некоторое время. Семья в этот период с ним общается, а зовут его «больным». До похорон пройдут месяцы. Также часто делают деревянное изображение умершего человека, которое называется «тау-тау», — его ставят в домах.
Еще одна странная традиция жителей — «вторые похороны». В этот день семьи приносят своим предкам подарки, еду, одежду, переодевают их и общаются, словно с живыми.