Чай во время лекции, кинотеатр в браузере и хлеб от курьера: как пандемия меняет общество
Пандемия коронавируса всех застала врасплох. Страна впала в спячку: тысячи россиян заперлись по своим домам и пытались жить как прежде, но в рамках своей квартиры. Люди стали проводить больше времени в кругу семьи, расцвела доставка, студенты и школьники заполонили конференции видеочатов, а компании перевели своих работников на дистанционку. Многое из пережитого наверняка останется с нами на долгие годы. О самых интересных тенденциях, заданных пандемией, читай в новой статье Royal Cheese.
«Сына, сходи закажи хлеба»
По данным «Пятерочки», «Перекрестка» и «Карусели», россияне в период пандемии ежедневно делали по 150 тысяч поисковых запросов по доставке продуктов питания. Для сравнения: до коронавируса этот показатель был равен 15 тысячам.
Многие люди не слезли с иглы доставки даже когда ушли запреты и рекомендации не выходить из дома. Это удобно, потому что доставка финансово посильна, особенно если совершить разовую покупку на несколько дней. Так зачем вставать с дивана? Популярность тенденции также обусловлена страхом заболеть: под это дело даже организовали бесконтактную доставку, когда курьер, принесший продукты, оставляет их, звонит в дверь и уходит. Есть все шансы на то, что у россиян подобный способ получать продукты вскоре войдет в привычку.
«На улице хорошо, а дома лучше»
От пищевого гедонизма перейдем к интеллектуальному. В период пандемии по понятным причинам пострадали кинотеатры. На фоне этого выиграли их онлайн-коллеги. К примеру, акции Netflix в период коронавируса резко подскочили. Из-за наплыва желающих посмотреть кино и ролики на YouTube упали сервера. Пришлось даже снизить качество потокового видео. Если различные кинофестивали по типу Каннского, Московского и прочих еще вернутся (и будут здравствовать), то в массовые кинотеатры люди определенно станут ходить меньше.
Живое общение, рестораны, клубы и бары в период пандемии тоже пришлось отложить. На смену пришли чатинг, кулинарные курсы, зарядка по утрам и пивные посиделки в Скайпе. Современный россиянин и до коронавируса проводил с гаджетами по 7 часов в день, а сейчас этот показатель вырос в геометрической прогрессии. Люди и сами не замечают, как становятся зависимыми от смартфонов. Помочь вовремя выявить проблему может наша статья по теме.
Переход жизни в цифровой формат был запущен и в сфере образования. Согласно докладу ЮНЕСКО, более 90% детей всей планеты в коронавирус не посещали занятия. Физически. С помощью видеочатов Zoom, Microsoft Teams и прочих люди по всему миру продолжали учиться, работать и общаться. Школьники, студенты и бизнесмены прочувствовали плюсы и минусы видеочатов на себе.
Возьмем для примера самую сложную группу. Традиционно воротилы капиталов являлись на деловые встречи лично. Этому способствовали корпоративная культура, статус и символическое значение встреч — так выказывалась заинтересованность в будущем партнерстве или вовлеченность в общее дело. Однако с началом пандемии от этого пришлось отказаться. Возможность в считанные секунды связаться с человеком на другом конце света, функционал для массовых конференций и доступность видеочатов удовлетворили деловые потребности бизнесменов. До пандемии никто на практике не спешил знакомиться с новейшими благами цифровой цивилизации. Но когда знакомство случилось, пробежала искра. Также на дистанционные рельсы перешли школьники и студенты. Вероятно, из-за этого может упасть качество образования, однако сами учащиеся получили уникальную возможность заварить себе чай посреди лекции или урока.
Разводы и домашнее насилие
Пандемия не обошла стороной и отношения между людьми. Длительное нахождение в кругу семьи — это либо душевный отдых, либо настоящая катастрофа. Например, в Китае, когда в марте у них снова заработали госучреждения, люди тысячами понесли заявления о разводе в местные ЗАГСы. Служащие китайских брачевален устало разводили руками:
«До 18 марта вакантных мест для разводов нет».
В результате была выработана система, благодаря которой пара получала развод или брак за 30-40 минут: на прием опаздывать нельзя, опоздаешь на минуту — заходят следующие в очереди. После свершения всех процедур офис освобождался для других. Специалисты объясняют эту тенденцию импульсивностью пар в условиях самоизоляции. Иногда принтер с жужжанием выдавал документ о разводе, а голубки в этот момент решали вновь пожениться.
По данным «Интерфакса», в России на этом фоне был зафиксирован рост домашнего насилия. Семь российских организаций по защите прав женщин обозначили проблему следующим образом:
«Большое количество обращений связано с хроническими ситуациями домашнего насилия, которое увеличилось с принятием карантинных мер. <…> Некоторые женщины искали психологическую помощь, поскольку из-за режима строгой изоляции стресс, которые они пережили, усилился. Также были обращения женщин, потерявших работу».
Значительная часть жертв абьюза во время самоизоляции столкнулись с этим впервые. Если тебя обижают дома, читай нашу статью по теме.
Мир не будет прежним
Пандемия коронавируса мощно встряхнула мир бизнеса. Шокирующих стимулов, подобных этому, в России не наблюдалось со времен дефолта и падения курса рубля. При этом характер изменений напоминает «цепную реакцию».
Иллюстрируем: нужны ли компаниям офисные помещения с большим количеством персонала? Если ответ отрицательный — как это скажется на загруженности общественного транспорта в час пик? Как сильно подорожает недвижимость в городе, когда люди начнут больше работать из дома? Первый вопрос про бизнес, второй, скорее, социально-административный, третий — из сферы недвижимости. Характер вопросов разный, но возникают они один из другого. Подобного рода хаос рано или поздно перерастет в порядок. Ответы найдутся, а жизнь вокруг поменяется.
Особенно это будет заметно на примере бизнеса. Мы живем в эпоху потребления, и любая трансформация этой сферы становится для нас комплексной. Уже сейчас ясно, что сектор услуг пересаживается на дистанционные рельсы. В итоге более автоматизированными станут кредитование, доставка товаров и сбор данных о клиентах. В быту это может отразиться на сокращении числа уличных магазинов, ликвидации банковских отделений и утрате анонимности.
В мировом масштабе пострадало автомобилестроение. Доходы компаний в период пандемии значительно сократились. Если брать статистику регистрации автомобилей по странам, то получим для сравнения следующие данные:
- Россия. Апрель 2019 — 141.011 зарегистрированных машин. Апрель 2020 — 38.922. На 72% меньше, чем за прошлый год;
- Германия. Апрель 2019 — 310.715. Апрель 2020 — 120.840. На 61,1% меньше;
- Франция. Апрель 2019 — 188.195. Апрель 2020 — 20.997. Меньше на 88,8%.
Такие изменения бизнес бесследно не переживает. К примеру, марка Renault объявила о грядущем сокращении на 15.000 рабочих мест в своей компании. Это связано с падением спроса на автомобили. В нашей жизни такие тенденции могут проявиться в форме высоких цен на машины и исчезновением с российского рынка некоторых авто. Схожая ситуация с авиаперевозчиками. Многие компании не переживут пандемию. Это происходит в Великобритании. До пандемии крупнейшие аэропорты этой страны регистрировали по 7865 рейсов в неделю. К апрелю 2020 эта цифра упала до 711. Более чем в 10 раз! Коронавирус лишил перевозчиков возможности зарабатывать, и это так или иначе отразится на наших карманах.
Выводы
Пандемия показала нам, как слаженно могут действовать правительства разных стран в экстренной ситуации. В случае нападения инопланетян можно быть спокойными. Но кроме шуток: карантинные меры не только поставили острым ребром вопросы внутрисемейных отношений россиян, но и подарили нам опыт работы и учебы на дому и в действительности сделали жизнь проще и удобнее. Любое критическое событие в жизни человека становится катализатором к изменению: в позитивную или негативную сторону. Искренне надеемся, что мир будущего будет гораздо лучшим местом, чем оно есть сейчас.