Как работает сексуальная объективация в отношении мужчин
Идея о том, что рекламные, развлекательные, а также новостные СМИ виновны в объективации женщин, знакома большинству из нас. Феминистские общества повсюду поднимают эту проблему. Но работает ли это также в сторону мужчин?
Объективация — дело контекста
Нагие мужчины веками изображались в произведениях искусства: скульптурах, картинах. То, что демонстрируют, например, во время Олимпийских игр: твердый пресс и мускулистые бедра в сериалах, в рекламных роликах кажется чем-то тривиальным. На самом деле, отношение к изображаемому зависит от контекста. Многие, например, любят смотреть на красивые натуры на пляже или спортзале, однако это неприемлемо в офисе. Если обнаженное тело — неотъемлемая часть сцены, то происходящее нельзя называть беспричинным, а обвинения будут неуместными. Когда нагота никак не влияет на сюжет, на восприятие происходящего и направлено на сексуализацию, то часть аудитории обязательно выразит свое недовольство.
Сексуальная объективация женских тел может проявиться в двух вариантах: как ресурс для мужского глаза, поощряющие эксплуататорское, жестокое отношение к девушкам и завуалированно отрицающие их свободу воли. Во втором случае — женская позиция в обществе не игнорируется полностью, но ее репрессируют, награждая самыми банальными ролями: домохозяйка, служанка и покорная жена. То есть объективация скорее идеологическая. Если мы будем подводить проблему мужской сексуализации под данную схему, то обнаружим, что парни с гораздо меньшей вероятностью будут жертвой женщины, но не исключает ярлыков: преимущество силы и исключение чувствительности.
Красивый мужчина
Конечно, объективация мужчин может быть разной. Возьмем, например, то, как мужской образ представлен в таких реалити шоу, как «Остров любви»: идеальные тела, которые вызывают восхищение у женщин и самолюбование у мужчин. Когда нарциссизм и манипуляция представлены как желательные, аудитория, вероятно, обнаружит неискреннее поведения, которое несовместимо со здоровыми отношениями и восприятием себя.
Шоу, рекламные ролики с участием качков создают неверное представление, воздействующее на общество, задавая общий тон того, как именно должен выглядеть мужчина, чтобы нравиться женщинам: стройный, подтянутый, загорелый, брутальный, без какого-либо намека на чувственность и эмоциональность. Конечно, в реальной жизни таких действительно мало. Так, создатели и режиссеру повышают планку того, как потенциальный любовник должен выглядеть.
Исследования Университета Южной Каролины показали, что уровень гиперсексуализации мужчин в фильмах действительно возрос за последние два десятка лет. Из 100 самых кассовых картин в 2007 году 4,6% мужских персонажей были представлены в сексуализированном облике, а 6,6% практическими нагими. В 2014 году показатели уже составляли 8% и 9%. Однако ситуация с женской частью актрис еще хуже: в 2014 году 27,9% были одеты в «сексуальную» одежду, 26,4% появились в кадре обнажив грудь, ноги или другие части тела.
Несмотря на то, что и мужчин, и женщин можно подвергнуть объективации, результат значительно различается. Когда мужчин сексуализируют в СМИ, их обычно не подвергают унижениям и не изображают как «декор» или покорных персонажей. Они предстают перед зрителями сверхмужественными, сильными и немного «каменными». Объективизирующее обращение с ними может только способствовать усилению власти, а не снижению статуса. Мужская сексуализация иногда демонстрирует тревожный образец сексистского поведения, который укрепляет идеалы мужественности, приводящие к объективации женщин в жизни и медиа.
Потребность аудитории
Объективация медиаконтента зачастую удовлетворяет уже имеющиеся потребности зрителя. Иногда именно сексуальный образ может привлечь внимание, например, к товару, предназначенному для дамы. Вот ты смотришь рекламный ролик духов, аромат которых имеет магическую силу, ведь буквально после одного пшика рядом с дамой появляется красивый мужчина, соответствующий всем установленным канонам. Желание приобрести аромат — повышается.
Так, СМИ активно формируют то, к чему мы стремимся, на что мы готовы согласиться, потратить свои деньги и время. Реклама и развлечения действуют не путем открытого принуждения соответствовать тому, что мы видим, скорее согласованного формирования представлений о себе и взглядах на то, что является нормальным или нет.
Реальная проблема мужской объективации заключается не в реакции женщин на, например, эротизированную драму, не в чувствах актеров и не в возможности того, что такие сцены могут привести к реальному росту сексуального насилия в отношении мужского пола. Проблема в том, что модель поведения мужчин становится такой же всеобъемлющей, как и женщин. В то же время, когда молодых людей поощряют к нарциссизму и материализму, они испытывают высокий уровень социальной тревожности, могут появиться психические заболевания, а также огромное количество комплексов.
Объективация любого человеческого тела не говорит о прогрессе общества. Это не то равенство, за которое борются движения и общества. Удовлетворение потребностей путем создания «сладкого мужского образа», как и женоненавистничество, бесчеловечная сексуализация, стигматизация в массовой культуре — ненормальная форма восприятия реальности.
Читай также: