Зачем нам «слова года» и кто их выбирает
Итоги года принято подводить в разных областях жизни общества, в том числе и языковой. Этой цели служит популярный проект «Слово года». Авторитетные издания и научные организации составляют списки новых терминов и фраз, вошедших в ежедневный обиход, чтобы придать им официальный статус. Но также эти рейтинги имеют социальное и культурное значение.
Откуда появились словесные рейтинги
Впервые акцию «Слово года» организовали в Германии в 1971 году. Общество немецкого языка признало прилагательное «непокорный» главным за предыдущие 12 месяцев. Оно часто употреблялось в СМИ и отражало социальную и политическую обстановку в стране. Мероприятие прижилось, и с 1977 года его проводили уже на постоянной основе.
В 1984 году похожую практику переняло японское издательство «Дзию Кукоминся». Оно составило список самых популярных слов, напечатанных в статьях и новостях.
В 1990-х и начале 2000-х годов сформировалась англоязычная акция Word of the year или WOTY. Сегодня ее проводят следующие организации:
- Американское диалектическое общество (American Dialect Society, ADS). В нем также дополнительно проводится номинация на самое полезное, самое ненужное и самое оригинальное слово.
- Оксфордский словарь английского языка (Oxford English Dictionary, OED). Он отдельно готовит британскую и американскую версии рейтинга.
- Лингвистический портал The Global Language Monitor. Выбирают не только слова, но и фразы, а также имена и названия.
- Старейший американский словарь Merriam-Webster, который выбрал, например, «вакцину» (vaccine) в качестве слова 2021 года.
- Издательство The New York Times. Оно привлекает к акции ученого Гранта Баррета, американского лексикографа, специализирующегося на сленге, жаргоне и новом использовании слов.
С середины 2000-х подобная аналитика проводится во многих странах, включая Данию, Норвегию, Португалию и Украину.
Зачем нужна акция «Слово года»
Люди склонны рефлексировать и давать оценку своим действиям. Также человечество стремится отслеживать стадии развития общественной жизни. Это нужно, чтобы двигаться дальше и не стоять на месте. Отсюда берутся традиции подводить итоги года и десятилетий в различных сферах.
Наш язык впитывает и воспроизводит все самые яркие мировые события и явления. Благодаря словесному анализу мы можем понять самих себя, отследить текущие социальные настроения, проблемные темы и актуальные вопросы, волнующие большинство людей в стране и в мире. Поскольку информация играет главную роль в цифровом обществе, фразы и выражения становятся своеобразным культурным наследием. Они отражают ментальность и воззрения людей в конкретный момент, неся в себе «дух времени».
Кроме того, проект «Слово года» показывает, насколько быстро меняется современный язык. Часто победителями становятся именно неологизмы — новые термины, фразы и слова. Также подобные рейтинги иллюстрируют глобализацию всех сфер общественной жизни, взаимодействие и взаимопроникновение различных культур.
Выбор востребованных и метких слов за год позволяет подвести краткий вербальный итог периода и закрепить эти выводы для наших потомков, цепочки будущих поколений.
Почему нога южная, а небо — зеленое: как язык влияет на восприятие мира
Как происходит отбор слов года
Термины и самые часто употребляемые слова и фразы года объявляют в декабре. В большинстве случаев фразы отбираются специальным жюри филологов и культурологов. В некоторых регионах, например, в Австралии, параллельно проходит народное голосование.
Сегодня, помимо публикаций в СМИ, специалисты анализируют данные, появляющиеся в соцсетях. Кроме того, учитываются пользовательские запросы в интернете. Эти результаты каждый год представляют такие поисковики, как «Яндекс» и Google.
У Оксфордского словаря есть специальное программное обеспечение, которое отслеживает не только часто употребляемые термины, но и новые выражения английского языка. Окончательное решение по итогам «Слова года» принимает комиссия, в которую, помимо редакторов, входят маркетологи и публицисты.
Все подобные проекты существуют независимо друг от друга. Иногда их результаты совпадают напрямую, чаще — на уровне трендов.
Но большую роль также играют национальные особенности. В каждой стране рождаются свои выражения, которые ничего не скажут жителям других государств. Например, для Британии в 2012 году главным словом стало «omnishambles» («полная разруха») из популярного сериала «Гуща событий», а в России в том же году выиграла «Болотная».
Победителями могут стать новые термины, не использовавшиеся ранее. Но иногда вперед вырываются старые выражения. Это часто происходит, когда они расширяют свое значение. Так, в 2018 году жюри Оксфордского словаря выбрало термин «токсичный». Он использовался в СМИ и интернете в переносном смысле: в качестве определения опасного психологического явления.
Российские рейтинги слов
В Россию проект «Слово года» пришел в 2007 году. Его главным организатором стал филолог Михаил Эпштейн. Победителя определяет экспертный совет писателей, ученых и культурологов. В 2007 это был «гламур». Предварительно организаторы предлагают всем желающим участвовать в открытом голосовании в соцсетях. Также введены номинации «Выражение года», «Антиязык», в которой собирают наиболее популярные фразы лжи и агрессии, а также «Протологизм» — новые термины, которые предлагается использовать постоянно.
Кроме того, уже пятый год подряд слово года выбирает Институт русского языка им. А.С. Пушкина. Его авторская методика включает в себя три этапа:
- Выясняются темы, которые вызвали масштабные дискуссии;
- Определяются ключевые слова в русскоязычных статьях и постах в соцсетях, посвященных этим вопросам;
- Рассчитывается, какое из популярных выражений использовалось чаще других.
Как отмечают специалисты, российские призеры акции «Слово года» нередко носят ироничный и политизированный характер. Подобное почти не встречается в англоязычных WOTY.
Свои итоги подводит также «Яндекс». В 2020 году поисковик опубликовал сводную аналитику по популярным запросам за все десятилетие. Из нее можно увидеть, как менялось общество и цифровое пространство. Если в 2011 году лидировали «планшет», «купон» и «дефолт», то за 2020 год на первые места вышли «карантин», «пропуск» и «конституция».
Главные слова 2021 года
По результатам исследований Института русского языка в России словом года стал «спутник». В качестве названия вакцины от коронавируса его в 2021 году употребили в девять раз чаще, чем в предыдущем. На второй строке «Афганистан». Кроме того, в топ популярных выражений вошли «перепись», «Северный поток» и «импичмент».
Специалисты под председательством Михаила Эпштейна выбрали словом года «вакцину». Второе место они отдали «QR-коду», а третье «антиваксерам». Назначили и слово десятилетия 2011-2021 — это «ковид».
Свои итоги подвели организации из других стран:
- Британский Collins English Dictionary назвал словом года «NFT» — невзаимозаменяемый токен. Эта аббревиатура чаще всего звучала в прессе. Словарь также выделил фразы «гибридный график работы» и «дважды вакцинированный».
- Оксфордский словарь победителем признал «vax» (вакцина и вакцинировать). Жюри указало, что это сокращение лучше всего отражает атмосферу 2021 года.
- Американский словарь Merriam-Webster согласился с британскими коллегами и назначил словом года «vaccine» (вакцина).
- А Кембриджский словарь наиболее востребованным посчитал слово «настойчивость». Его часто использовали в прямом значении из-за усилий по борьбе с пандемий. Кроме того, слово вырвалось вперед из-за одноименного названия марсохода «Perseverance», посадка которого на Марс была осуществлена 18 февраля 2021 года.
- Компания Unicode провела аналитику по самым используемым эмодзи. Первое место занял смайл «слезы радости». Он остается самым популярным с 2017 года.
Таким образом, слово года помогает определить наиболее актуальные, значимые слова и устойчивые выражения. Это позволяет подвести итоги прошедшего года, сделать выводы о том, какие темы являются самыми животрепещущими и обсуждаемыми в конкретных странах и во всем мире.
Читай также: