Елки, Бэдкомедиан и Netflix: как прошло десятилетие для кинематографа
Вот и заканчивается очередное десятилетие — несите новое. Мы подводим итоги 10-х годов 21 века в различных сферах жизни, составляя картину того, с чего мы начали и к чему пришли. Начнем мы с главнейшего искусства по мнению вождя мирового пролетариата — кино.
Из России для россиян
Прежде чем мы начнем вникать в общие моменты и конкретные детали нашего кинематографа за десять лет, важно понять, с чего все начиналось и как давно это было. Вот несколько примеров отечественных фильмов из 2010 года:
- «Елки» (первые),
- «Кандагар»,
- «Кочегар» (это еще фильм Балабанова),
- «Неадекватные люди»,
- «О чем говорят мужчины»,
- «Утомленные солнцем — 2: Предстояние»,
- «Наша Russia: Яйца судьбы».
Пожалуй, это наиболее заметные картины того времени по разным причинам. Вряд ли можно сказать, что какие-то из них осели в вечности и будут регулярно пересматриваться сегодня. Да, «Елки» разразились целым новогодним сериалом, «Неадекватные люди» — действительно интересный малобюджетный фильм, а «О чем говорят мужчины» — неплохая (особенно в сравнении с современными) российская комедия. Но в целом это не самые яркие представители своего рода за последние годы. В принципе они здесь и не в качестве эталона, а лишь как временная отсечка.
Хотя вот «Елки» и «О чем говорят мужчины» все-таки здесь не только для этого. Они демонстрируют, что никакие мировые тренды нам не чужды и запускать свои кинофраншизы мы тоже хотим. «Елки» стали за 10 лет киноэпопеей, породив 8 фильмов, последний из которых (официально) выйдет в канун этого Нового года. «Квартет И» снял три своих фильма, а ведь была еще и попытка спин-оффа «О чем молчат девушки» (2,78 — оценка на Кинопоиске). Цикл мультипликационных фильмов про богатырей в 10-х обзавелся еще 7-ю картинами, «Гоголь» раскачивает свой проект, то же происходило с «Любовью в большом городе». Все понимают, что подобные франшизы снимаются для продолжения сбора средств после успеха первой части картины, и для кино это явление не новое, но, определенно, эти инкубаторы с течением времени начинали выпускать все более тухлые продукты. По крайней мере в американском формате это идет все на более масштабном уровне, так что такой заработок нашим можно простить. Тем более «Фонд кино», который поддерживает на регулярной основе наш кинематограф, с 2018 года пересмотрел свою работу с подобными форматами, и, по словам министра культуры Владимира Мединского, теперь ведомству поручено ограничивать выдачу средств после третьего фильма любой кинофраншизы.
Научилось наше кино и тратить. В десятке самых дорогих картин — 8 фильмов из этого десятилетия. На вершине списка «Тайна печати дракона» с Джеки Чаном и Арнольдом Шварценеггером — $50 млн, который собрал чуть больше $14 млн.
Подобные неудачи произошли и с другими фильмами из топа: двумя частями новых «Утомленных солнцем», которые вместе потратили примерно $80 млн, а заработали около $9 млн. В «Фонде кино» тоже кризис с получением прибыли, ведь за 11 месяцев этого года лишь 8 фильмов из 68, получивших господдержку, окупились в прокате (в 2018 это были 9 фильмов из 54). Были точечные, но громкие успехи (как с «Т-34», например), но общий фон печальный. Посмотрим, куда направятся денежные потоки в следующие 10 лет, ведь выбор тоже есть.
Одним из самых успешных фильмов десятилетия стал «Сталинград», но вокруг него было много критики о нюансах, сомнительно описывающих реалии войны. Военные баталии от Михалкова в «Утомленных солнцем» тоже имели неприятные разговоры о художественной ценности, так еще и успехом коммерческим оказались обделены. Киноделы определенно задумались над тем, что военные сюжеты перестали быть успешными за редким исключением (все тот же «Т-34»), поэтому решили искать другие истории, так же тонко играющие на эмоциях зрителя. Кажется, что ответ пришел вместе с успехом фильма «Легенда №17» о хоккеисте Харламове. Этот фильм был и выгоден коммерчески, и обласкан критиками. После этого поток патриотичных спортивных и космических драм хлынул на наш рынок: «Салют-7», «Лед», «Движение вверх». Разговоры о них ходили разные, но зритель шел — и успех явно был.
В десятых закономерно возрос интерес к кинокритике. Она не только вернулась в серьезные издания (многие сомневаются в искренности этих оценивающих), но и нашла свою нишу в интернет-пространстве — в виде кинообзоров. В десятых стал особенно популярен Евгений Баженов, он же BadComedian. Он говорил и продолжает говорить о странных методах спонсирования неоднозначных проектов, о не вполне корректном заигрывании с историей, коротком, но запоминающимся отрезке ремейков классики («Кавказская пленница», «Ирония судьбы»), обилии дешевых во всех смыслах комедий. Также Евгений в какой-то степени познакомил нас с другой стороной кино —авторскими проектами.
Не только его редкие уроки просвещения, но и выросшее поколение новых актеров, сценаристов и режиссеров позволили российскому кино не просто собирать залы и деньги, а развиваться другим, независимым курсом. Самобытных режиссеров тоже нередко спонсирует Министерство культуры и «Фонд кино». «Левиафан», «Нелюбовь», «Лето», «Теснота», «Дылда» — вот далеко не полный список фильмов, которые в 10-х завоевывали награды на самых престижных европейских кинофестивалях, причем среди авторов не только именитые режиссеры, но и новая волна деятелей российского кино.
Пожалуй, главным среди авторского кинематографа в 10-х стал фильм Юрия Быкова «Дурак». Ни о каком коммерческом успехе говорить не приходится, но то, что он стал событием, а качество его оценили и критики, и зрители, — факт. И сам Юрий Быков за эти 10 лет стал флагманом подобного кино, и вот уже последний его фильм «Сторож» получил хорошую рекламу на всех уровнях. Правда, зритель на такое в кино идет все еще неохотно.
Были в нашем кино и свои скандалы: запрет фильма «Смерть Сталина» и разговоры вокруг «Матильды», сдвиг в сетке проката голливудских фильмов в пользу наших, осмысление образов, представленных в «Левиафане». Но вряд ли это все может обернуться серьезной заразой: скорее, сезонные респираторные заболевания нашего киноорганизма. Главное, что он еще жив — и за 10 лет уж точно окреп, несмотря на некоторые внешние и внутренние признаки недомогания.
Незагнивающий Запад
При взгляде на иностранное кино давай тоже пробежимся по небольшому списку из 2010 года:
- «Начало»;
- «Черный лебедь»;
- «Железный человек — 2»;
- «Три метра над уровнем неба»;
- «Гадкий я»;
- «Что-то не так с Кевином»;
- «Астрал».
Здесь, пожалуй, некоторые фильмы, в отличие от подобного российского списка, имеют право и возможности, чтобы перекочевать в более элитный статус. Думаю, что «Начало» и «Черный лебедь» это сделали точно. Опять же, это просто небольшой обратный билет в историю, но к «Железному человеку» все-таки вернемся в конце.
Важной лакмусовой бумажкой для иностранного кинематографа все так же остается «Оскар», который, несмотря на все спорные моменты и скандалы, связанные с ним, является главной кинопремией. А все эти околоцеремонные движения тоже играют важную роль: отражают эти же самые движения в обществе и в кино (которые равномерно влияют друг на друга). Для начала приведу список победителей в номинации за лучший фильм — вот эти триумфаторы начиная с 2010 года:
- «Повелитель бури»;
- «Король говорит!»;
- «Артист»;
- «Операция «Арго»;
- «12 лет рабства»;
- «Бердмэн»;
- «В центре внимания»;
- «Лунный свет»;
- «Форма воды»;
- «Зеленая книга».
Не удивляйся, если что-то, многое или все ты не видел, ведь до нашего проката (за редким исключением) победители любых кинофестивалей и докатываются слишком поздно, и достойного освещения не получают.
«Оскар» в последнее время все чаще болеет скандалами, но говорить о них в контексте 10-летия не хочется. Тем более что о многих из них мы уже рассказывали.
По похожему сценарию сошел со сцены актер Кевин Спейси, и это, на мой взгляд, главная потеря Голливуда из ныне живущих звезд чисто в профессиональном плане. Но не он первый и, скорее всего, не последний.
Также «Оскар» все чаще обращает внимание на работы не американцев, а выходцев из других стран, впрочем, как и зритель. Мексиканизированный мультфильм «Тайна Коко», «Рома» Альфонсо Куарона, «Форма воды» Гильермо Дель Торо и абсолютный хит 2019 года «Паразиты», который снял корейский режиссер Пон Джун-хо. Корейское кино давно подбиралось к этому рубежу (недавно был еще один успешный корейский фильм — «Магазинные воришки»). Определенно, география массового кино расширяется. В этой связи наблюдать за номинацией «За лучший фильм на иностранном языке» в контексте «Оскара» становится очень интересно. Возможно, в этот тренд втиснется и российское кино (фильм Кантемира Балагова «Дылда» вошел в лонг-лист этой номинации «Оскара»).
И еще один важный тренд: миру вернули мюзиклы. «Ла-Ла Ленд», «Великий Шоумен» и грядущие «Кошки» напоминают, что в фильмах можно петь большую часть времени — и это не будет выглядеть слишком устаревшим.
Одним из кинооткрытий десятых стали стриминговые сервисы. Главный из них, безусловно, Netflix. Немного цифр: доход за 2015 около $6 млрд, 2018 — уже почти $16. По сути, даже не за 10-летие, а в течение второй его половины Netflix вырос не только в стримингового гиганта, но и в активного участника кинопроизводства, имеющего дела с именами первой величины («Ирландец» Мартина Скорсезе — последний и очень яркий пример). Первые появления фильмов от этой компании на международных конкурсах воспринимали более чем прохладно и высказывались о том, что это не то кино, так быть не должно: все были убеждены, что фильмы, снимающиеся преимущественно для домашнего просмотра на диване, не дотягивают до позиций кино большого. Но эти негодования постепенно прошли, особенно после участия больших звезд, таких же больших денег и получения в итоге картин очень высокого качества. Вот уже список номинантов на «Золотой глобус» кричит нам: 17 номинаций в области полнометражного кино и 34 всего для Netflix!
Netflix стал самым заметным игроком на рынке стриминговых сервисов, но уж точно не единственным: HBO, Hulu, Amazon, Disney, Apple — и это только верхушка. Кино начало переезжать с людных больших залов с суперзвуком к маленьким диванам, креслам и планшетам. От этого и распространилась популярность сериальных проектов («Чернобыль», «Настоящий детектив», «Черное зеркало» и многие-многие другие).
Но то, что точно в ближайшее время не собирается уходить с больших экранов, так это супергеройское кино (да, определенные проекты тоже будут выходить на стриминге, но забитые зрителями сеансы все так же будут за людьми в трико). Помнишь список фильмов 2010-го? Там был лишь «Железный человек — 2». Я даже не берусь посчитать, сколько за эти 10 лет вышло полнометражных фильмов только от одних Marvel. А калькулятор может не уместить все нули их общих сборов, особенно если посчитать в рублях. Супергеройское кино не просто пережило очередное рождение (были ранние фильмы о Бэтмене с сосками на костюмах и качественные «Люди Икс» и «Человек-паук»), а мгновенно вымахало в огромную машину по зарабатыванию денег, любви фанатов и ненависти со стороны поклонников классического кино. Без оглядки на какие-либо условности 10-е года стали десятилетием супергеройского кино. От упоминания его не скрыться, его реклама повсюду, залы всегда забиты, куча стороннего контента, генерируемая и самими студиями и фанатами комиксов. Соберется ли человечество в этот раз и даст ли отпор засилию фильмов про супергероев в последней битве? Даже этот вопрос звучит как трейлер к очередному фильму по комиксам.
А чем для тебя запомнилось это десятилетие в кино?