Русский гастрит: легендарные отечественные снэки нулевых и девяностых
Мы уже не раз посвящали ностальгические статьи вещам из нулевых: так уж вышло, что эта эпоха получилась слишком яркой и оставила след в душе каждого, кто ее застал. И, возможно, не только в душе, но и в желудке, — наверняка ты помнишь тот заветный ларек возле дома, манящий пестрыми упаковками всевозможных снэков. И как потом от них болел живот. Сегодня вспомним историю самых легендарных спонсоров нашего гастрита и кариеса. Многие из этих продуктов попробовать можно лишь при наличии машины времени, так что осторожно — может свести олдскулы.
«Всем, кто вкус ванили знает…»
Для начала поговорим о сладостях, которые навсегда остались в прошлом. В 90-е страну захлестнул не только кризис, но и поток зарубежных сладостей, многие из которых были в новинку для отечественного потребителя. Ты наверняка хорошо помнишь печенье Wagon Wheels и шоколадные батончики Wispa — последние, кстати, навсегда покинули РФ в 2003 году, не выдержав конкуренции, которая в те годы росла буквально с каждым днем. Перспективный рынок сладких снэков осваивали не только зарубежные, но и отечественные предприниматели, и война за право повышать уровень инсулина в нашей крови разворачивалась нешуточная. Итак, вспомним наших фаворитов.
Волшебный сундучок Milky Way
Большинство известных и популярных по сей день шоколадок в России производит американский концерн Mars, который развернул свои сети на просторах нашей необъятной в 1991 году — только Союз развалился, они уже тут как тут. Вот что значит — предпринимательское чутье. Первый собственный завод они открыли в 1995 году в городе Ступино Московской области. Там и по сей день плывут по конвейерам не только легендарные батончики Mars, но и Snickers, Twix (сюрприз, никаких заводов с левой и правой палочкой не существует), Bounty и шоколадные плитки Dove. Им же принадлежат марки M&M’s и Skittles. Ну и, конечно же, Milky Way, о котором сейчас и пойдет речь.
Финт
Этот батончик тоже родился в недрах корпорации Mars — однако уже как оригинальный продукт для стран СНГ. Это была действительно вкусная шоколадка, которая составляла достойную конкуренцию всем зарубежным батончикам — если тут вообще уместно говорить о конкуренции, так как почти все они производятся на одном заводе. Бренд ориентировался на подростков, и маркетинг у него был соответствующий: яркая обертка в кислотных цветах, слоган «Для тех, кто правда крут» и вот такие панчи на обратной стороне упаковки:
«У меня вопрос возник: что дает батончик «Финт»? Он несет прикольный дух! — Мне сказал мой лучший друг».
Но самым запоминающимся элементом во всей этой истории была реклама, которая явно опередила свое время. Тогда не существовало ни постиронии, ни мемов — поэтому, возможно именно реклама батончиков стала маркетинговым провалом, погубившим хороший продукт. В роликах нет сюжетов: вполне будничные диалоги подростков, которые тусуются во дворе и едят рекламируемые батончики. Несмотря на свою очевидную кривизну, реклама плотно засела в сознании целого поколения: многие помнят кудрявого толстяка и его легендарное «Шютка!», а также Машу, которая предлагает дружбу всем, кто знает вкус ванили.
Шок
Этот батончик производила другая компания — «Россия» (которая «щедрая душа»), выкупленная корпорацией Nestle. Продукт тоже позиционировался как модный и молодежный, но с рекламой у них все обстояло уже чуть лучше, чем у «Финта», — там по крайней мере был хоть какой-то экшн (хотя, с сюжетами было все так же плохо). Особенно в душу запал въедливый слоган: «Шок — это по-нашему». Но если «Финт» реально не был похож по вкусу ни на один известный батончик, то «Шок» ничем не отличался от «Сникерса» — карамель, арахис и шоколад. Так что, наверное, никто по нему так уж сильно не скучает.
Секреты и жвачки
Еще одной желанной покупкой для детей нулевых и девяностых были пакетики с сюрпризами, которые выпускала компания «К-Артель». Для девочек была линейка под названием «Девичьи секреты», внутри пакетика был набор из жвачки, вкладыша, наклейки или переводной тату и (самое вожделенное) предмета бижутерии: колечко, подвеска, серьги-клипсы или браслет. Подобные упаковки с сюрпризами выпускались и для мальчиков под брендом «Хулиган». К слову, эти жвачки с сюрпризами можно найти до сих пор — но они были сто раз подвергнуты редизайну и изменились до неузнаваемости. Не хочется ностальгически ворчать, но это правда «уже не то». «К-Артель» выпускала к тому же и множество жвачек со вкладышами, которые были сняты с производства в середине нулевых: например, «Приколы из школы», где под оберткой были маленькие схемки для рисования на тетрадях в клетку.
Кто съел Бомбастер?
Теперь поговорим о сухарях — точнее, о том, куда они делись и что с ними стало. Все помнят «Емелю», «Бомбастер» (который не продают лицам старше 12 лет), черные «Кириешки», белые «Компашки» и, разумеется, «Три корочки». История отечественных сухарей напоминает классическую русскую сказку. В 1998 году появился на рынке царь-отец всех отечественных сухарей — знаменитые «Чапаевские», или в простонародье — чапсы. Их производитель, компания «Эпсилон», ощущала себя прекрасно, однако они не хотели делиться прибылью и впускать в свой бизнес инвесторов, чтобы расширять производство. В итоге, когда у них начали появляться конкуренты, бизнес прогорел.
В конечном итоге всех трех «сыновей» ждала неутешительная судьба: их все это время караулил томский магнат «КДВ групп» («Кондитерский Дом Восток»), который тихо шлепал на своих заводах печеньки «Яшкино», дожидаясь судьбоносного часа. Продажи падали, конкуренция росла, и первыми в 2008 сдались «Бриджтаун Фудс», продав компании «Три корочки». Следом за ними через год пал «Сибирский берег»: в недрах КДВ не стало «Компашек», «Бомбастер» превратился в поп-корн, — и остались только «Кириешки». Дольше всех держался «Емеля» — но он обанкротился в начале 10-х, и компания закрылась. Так, «КДВ групп» превратился в монополиста, конкурировать с которым в состоянии, пожалуй, только русское представительство Frito-Lay со своими «Хрус Team». Теперь ты знаешь ответ на вопрос, кто съел «Бомбастер».