Гедонизм

Загадки, эротика, Чапаев: вспоминаем российские квесты нулевых

Алина Исаева Алина Исаева
Вспоминаем популярные и безумные игры из нашего недавнего, но уже такого далекого прошлого.

Снова возвращаемся к истории отечественных видеоигр — на этот раз чтобы с ностальгией вспомнить русские квесты. Когда во всем мире об этом жанре уже начали забывать, в России он стал набирать невероятные обороты: квесты клепали самые разные студии, и не всегда получалось хорошо.

Что такое эти ваши квесты?


Если кто-то не в курсе, квест — это жанр компьютерной игры: интерактивная история, ключевую роль в которой играет решение разных загадок, головоломок и задач. Главный герой исследует мир с различными локациями и распутывает по ниточкам сложный клубок сюжета. Титаны жанра — Sierra On-Line и Lucasfilms — выпускали свои лучшие игры в девяностые, но до нас вся эта красота дошла лишь в самом конце тысячелетия, когда эти компании переключились на разработку RPG, а сам квест активно становился частью истории. Пока весь мир с упоением играл в Kings Quest и Secret of Monkey Island, мы смотрели «‎Лебединое озеро» по телевизору и тихо боялись «‎новых русских» на кухнях. Когда в нашей стране персональные компьютеры перестали быть запредельной роскошью и прочно обосновались на рабочих столах обычных граждан, разработчики принялись активно исследовать индустрию и пачками штамповать дешевые адвенчуры, которые надолго (и по-разному) запомнились поколению миллениалов.

Древнее зло: Приключения Буратино

Пожалуй, даже те, кто рос в девяностых и нулевых, не вспомнят об этой старинной игре, которая появилась за несколько лет до тех эпохальных проектов, о которых мы расскажем чуть позже. Квест «‎Приключения Буратино» был выпущен в далеком 1993-м: это был курсач по машинной графике, выполненный Вячеславом Медоноговым совместно с братом Алексеем. За свою работу он получил не только заслуженную пятерку, но и признание в постсоветском пространстве. Игра была единственной в своем роде, и потому — уникальной. Это был запутанный лабиринт с довольно замысловатыми головоломками и интересной игровой механикой: игроку приходилось не только думать, но и периодически скрываться от погони, — тех, кто хотел сожрать и ограбить деревянного паренька, в квесте было предостаточно. «‎Приключения Буратино» ушли в историю вместе с компьютерами ZX Spectrum — и помнят о ней, пожалуй, только ностальгирующие гики.

Вспоминают как первых: Братья Пилоты


Дорогу в большой мир качественному русскому квесту проложили легендарные Колобки: Шеф и Коллега. В 1997 году компания Gamos совместно со знаменитой студией «‎Пилот» разрабатывает для 1С двумерную адвенчуру «‎Братья Пилоты: по следам полосатого слона». Игра получилась невероятно стильной и стала достойным дополнением к коллекции мультфильмов о приключениях сыщиков. Проработанная, узнаваемая графика, детализированные локации и действительно сложные задачи, которые приходилось решать без помощи летсплееров (кто помнит проклятущий холодильник — кивните). Вышло 4 игры, после чего внезапно появилась богомерзкая «‎Братья Пилоты: 3D», которая сильно подмочила репутацию серии. Однако разработчики реабилитировались, выпустив неплохой атмосферный платформер «‎Загадка атлантической сельди» и казуальный проект «‎Догонялки». Но на этом, собственно, все и закончилось.

Из другого мира: Волшебный сон

«‎Союзмультфильм» умер вместе с государством, но на прощание успел вскинуть большой палец, как умирающий Терминатор. Это был квест «‎Волшебный сон» — абсолютно уникальный для своего жанра продукт, выдержанный в стилистике советской мультипликации. Серый волк один в один как в мультике про семерых козлят, плавная анимация движений и атмосферная озвучка — все в лучших традициях любимых мультфильмов детства. На самом деле, больше похвалить игру и не за что: сюжет у нее довольно посредственный, механика строится на выполнении простейших детских заданий вроде собирания пазлов. Если в тех же «‎Пилотов» сегодня с удовольствием поиграют и взрослые, то «‎Волшебный сон» наскучит минут через пять.

Легенда из анекдота: Петька и Василий Иванович


Еще одна поистине любимая и легендарная игра, которую просто нельзя обойти вниманием. Приключения Чапаева и Петьки — неотъемлемая часть русского фольклора, которую компания «‎Бука» увековечила в серии квестов. Первый из них вышел в 1998 году: в нем герои Гражданской войны и анекдотов отправляются в космос, спасать галактику. К созданию игры разработчики подошли с огромным тщанием и постарались на славу: 80 сложных, тонко проработанных фонов, обилие персонажей, диалоги и шутки — не вымученные, а рожденные в непринужденной атмосфере программистско-аниматорской курилки и оттого по-настоящему живые и забавные. Хоть прошло уже и больше 20 лет, на первую игру серии до сих пор приятно смотреть — она вызывает очень теплые чувства. Разумеется, после ошеломительного успеха и ста тысяч проданных копий задумка превратилась во франшизу: Петька и Чапаев отправлялись и в Нью-Йорк, и на Аляску, и в Древний Рим. Всего в серии вышло 9 игр, и к шестой части она, конечно, растеряла свое очарование: разработчики не удержались и согрешили с 3D-графикой. Впрочем, все хорошее когда-то заканчивается.

Гудкова не хватает. Приключения Гарри: улики под нижним бельем

Переходим к самому интересному и страшному: разбираем попытки русских разработчиков в эротические квесты. Порноиндустрия еще была в стадии зачатия, так что отечественные игроделы нащупали свободную нишу и начали запихивать побольше грудей, чулок и членоюмора в свои творения. Одним из памятников этой веселой эпохи является созданная в 2000 году отечественная полупародия на знаменитый квест Leisure Suit Larry с шаржем на Ивана Урганта в главной роли. Главный герой оказывается в отеле, где расследует историю о серии загадочных смертей постояльцев. Компанию ему составляют три грудастые девицы, воплощающие самые клишированные эротические фантазии: офицер полиции, медсестра и просто кудрявая рыжуха в мини-юбке. Пошлый юмор и немного 2D-стриптиза — что еще нужно было усатому девственнику из нулевых?

Не 2D: Рандеву с незнакомкой


Еще один культовый эротический трэш из нулевых. Примечательна эта игра тем, что при создании использовалась не анимация, а реальные съемки: роли героинь сыграли актрисы. Вот как развлекалось поколение миллениалов до появления вебкам-моделинга. Суть игрового процесса проста: на экране появляются варианты диалога, и героиня отвечает игроку. Мужскому населению игра полюбилась за откровенные сцены и обнаженку, в серии вышло несколько тематических квестов, вновь заигрывающих с популярными фантазиями: «‎Курортный роман» (горничные и купальники), «‎Приключения студента» (преподавательницы и однокурсницы), «‎Деловые связи» (развратная начальница). Сегодня это, конечно, смотрится максимально топорно и нелепо, но двадцать лет назад народ сходил с ума.

Близок к провалу: Штырлиц

Компания «‎Бука» надругалась над персонажем Юлиана Семенова задолго до раскрашивания «‎17 мгновений весны». «‎Штырлиц» — это максимально абсурдный набор похабного юмора и алогичных сюжетных решений. Вместе с главным героем игроку предстоит помочиться на статую девушки с веслом, носить прокладки для Бабы Яги, пердеть на паровоз, взрывать машину для оргазма и щипать за ягодицы Монику Левински (?), которая делает минет Борману (???). Иными словами, не спрашивай, что употребляли разработчики. В серии вышло несколько игр, каждая из которых лишь умножала концентрацию похабщины и бреда — в каждом квесте про Штырлица тебя ждут задницы, шутки в стиле Вагановича и убогие растровые груди.

Безумие: GAG. Отвязное приключение


Эта игра вышла в далеком 1997, и примечательна она исключительно своим возведенным в абсолют абсурдным сюжетом. Мы играем за Гэри, «‎секретного агента по предотвращению сексуальных и религиозных извращений», и наша задача — остановить мистический беспредел, творящийся в замке маркиза де ля Бурбона. Главный герой пострадал от ядовитого пингвина, который укусил его, сделав импотентом. Квест просто ломится от количества сюрреализма и странностей: движущиеся картины на стенах, съедобные мухи на завтрак, чучело рыгающего крокодила на потолке. В подзорную трубу можно подглядывать за раздевающимися женщинами, но то и дело тебе будет мешать влезающий в кадр мемный пингвин — видимо, метафорическое напоминание об эректильной дисфункции. Квест довольно запутанный, но графика для конца девяностых вполне неплохая. Органично смотрятся и видеовставки с реальными актерами, которые исполнили роли героев. Также квест содержал мини-игры. Пользователи до сих пор вспоминают эротический тетрис: вместо пиксельных кубиков там были голые мужчины и женщины, которых надо укладывать в позы для секса, — каждое удачное совпадение фигурок сопровождалось характерными неприличными звуками.

А какие квесты помнишь ты?

Загрузить еще